Основные факторы в изменении окружающей среды.
— Время
— Гибкость
— Затраты
— Качество
Типология продукции производственно-технического назначения.
— Сырьё – первичный продукт для промышленности, подвергающийся обработке, которая облегчает их использование и перевозку или приводит из в соответствие с гостами.
— Материалы – основные материалы (ходят в состав изделия), вспомогательные материалы (канцтовары, краски и т.п.).
— Полуфабрикаты – торой этап обработки сырья и материалов – прокатная продукция, пластмассы, полиэтилен.
— Комплектующие изделия.
— Взаимодополняющие детали – подшипники, болты, винты и т.п.
— Оборудование – универсальное, специализированное и вспомогательное.
— Объекты капительного строительства – здания и сооружения.
— Промышленные услуги – инжиниринг, аутсорсинг, техническое обслуживание и ремонт.
Специфика спроса и предложения на промышленном рынке.
- Спрос вторичен – на средства производства и промышленные услуги, и появляется только тогда, когда появляется в изделиях, изготовляемых на этих средствах производства.
- Покупатель – это фирма или предприниматель и часто предложение адресовано конкретному клиенту. Промышленные товары сбываются интерактивно.
- Процесс покупок – рациональный, формализованный.
- Спрос и предложение – мультиличностные – решение о покупке или продаже принимает группа человеков. Мультиорганизационные – когда несколько организаций.
- Сильное влияние государства на промышленном рынке.
- Международное взаимодействие – часто предложение на отечественном рынке мало, нужно использовать иностранных партнёров.
- Спрос часто неэластичен.
- Спрос и продажи зависит от ритма деловой активности.
Сравнение промышленного и потребительского рынков.
Промышленный рынок – совокупность взаимоотношений между деятелями промышленного рынка:
- производители,
- посредники,
- потребители,
- банки,
- государственные органы,
- индивидуалы,
- фирмы, предлагающие услуги, — осуществляемые в граница определённой территории в определённый момент времени.
В различных сделках деятели выступают в различных качествах. Активная позиция в отношении выбора партнёров по сделкам.
Основные отличия промышленного и потребительского маркетинга.
Анализ конкурентной среды и степень структурированности промышленного рынка.
Структурированность – это жесткость, нерушимость существующей инфраструктуры на рынке, между промышленными деятелями.
Структурирование – процесс улучшения структуры взаимоотношений между деятелями промышленного рынка с целью эффективного использования существующих ресурсов.
Особенности структурированности:
- Высокая структурированность – это высокий контроль над рынком.
- Чем меньше деятелей на промышленной рынке, тем сильнее их позиции и выше структурированность.
- Чем выше структурированность, тем менее привлекательный рынок для инвестиций.
- Чем выше структурированность, тем меньше экономическая эффективность сделок.
- Степень структурированности определяет высоту барьеров вхождения на промышленный рынок.
Когда можно сломать барьеры:
- Если есть партнёры, с которыми можно зарабатывать больше;
- Если существует неудовлетворенность в партнёре или недоверие к нему.
Оценка степени структурированности промышленного рынка:
Кстр = Q по долговым контактам / ∑Q всей реализованной продукции
[0-1] – промежуток
[0,95-1] – наивысшая степень структурирования
[0,65-0,95) – высокая
[0,35-065) -средняя
[0-0,35) — низкая
Косвенные способы оценки степени структурированности:
- По степени монополизации рынка;
- По темпам роста ёмкости рынка;
- По рентабельности рынка;
- По степени удовлетворенности потребителей.
По степени монополизации рынка.
CR4 = ∑TRj/∑TRi
TRj – продажи по четырём крупнейшим;
TRi – по всем.
[0,95-1] – монополия
[0,65-0,95) – олигополия
[0,35-065) – монополистическая конкуренция
[0-0,35) – свободная конкуренция
По темпам роста ёмкости рынка.
Темп – годовой.
T <= 70% — Кстр =1
[70-140%) – Кстр = (140-Т)/70
T > 140 – Кстр стремится к нулю.
По степени удовлетворенности потребителей.
Чем может быть недоволен:
- Ассортимент;
- Ценами;
- Качеством;
- Качеством взаимодействия с поставщиком
Чем ниже удовлетворенность, тем ниже структурированность.
Особенности взаимодействия/коммуникаций между деятелями промышленного рынка.
Под коммуникациями подразумевается вся совокупность возникающих связей и отношений между субъектами рынка в процессе их деятельности.
Виды инвестиций в развитие отношений между деятелями промышленного рынка:
- Инвестиции в техническую адаптацию изделий – инвестиции первого рода;
- Инвестиции в человеческие адаптации – инвестиции второго рода;
- Инвестиции в рыночные адаптации – инвестиции третьего рода.
Факторы, определяющие сценарий развития взаимоотношения между деятелями промышленной среды:
- Опыт отношений;
- Совокупная дистанция между партнерами;
- Неопределенность в выполнении обязательств;
- Затраты на различные виды адаптации.
Институционализация – введение отношений между деятелями промышленного рынка в законные, формальные рамки, не требующие дополнительного личного взаимодействия.
Институционализация ведёт к экономии на управленческих затратах и к консервативности покупателя и поставщика к перемене партнёра.
Виды дистанции:
- Социальная дистанция – использование разных путей и способов работы (инвестиции первого и второго рода);
- Культурная дистанция – национальная культура, менталитет (инвестиции первого и второго рода);
- Технологическая дистанция – различия в использовании технически и программных средств(инвестиции первого рода);
- Географическая дистанция – разное месторасположение партнеров (инвестиции третьего рода);
- Временная дистанция – время между заключением сделки и реальной поставки (инвестиции первого и третьего рода).
Формы кооперации:
- Обменная деятельность;
- Технико-экономическое сотрудничество – может осуществляться на подрядных условиях, когда поставщик несет полную ответственность за организацию строительства объекта и пуско-наладочной работы. Под ключ, под готовую продукцию (сооружение и пуск, достижение объектом расчетной мощности по выпуску продукции), создание совместных предприятий.
- Промышленное и производственное сотрудничество. Основано на развитии специализации и кооперации.
Виды кооперации:- Предметная – выпуск готовой продукции;
- Подетальная – производство деталей, узлов, агрегатов;
- Технологическая – выполнение отдельных технологических процессов.
- Научно-техническое сотрудничество. Аккумулирование финансовых средств разных компаний, действующих в одной сфере бизнеса, или имеющих интерес в какой-то определённой отрасли. В том числе, государственных средств, направляемых на НИОКР. Форма торговли патентами и лицензиями.