Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВНП.
Различают также дискреционную и недискреционную фискальную политику. Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции.
Недискреционная (автоматическая) фискальная политика, или политика встроенных стабилизаторов – это автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискриционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Чистые налоговые поступления – это разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством населению трансфертов (бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению в виде пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и др. социальных выплат). Поэтому к встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице, различных социальных выплат, программы по поддержке малоимущих слоев населения и т.п., препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. По мере роста объема национального продукта идут пропорциональные приросты налоговых поступлений. Так, увеличиваются поступления (при прогрессивных ставках) от налогов на доходы корпораций, налогов с оборота, с акцизов. В случае падения национального производства эти виды налоговых поступлений уменьшаются. Трансфертные платежи, являясь распределительными операциями, имеют обратное воздействие: во время экономического подъема сокращаются, а во время спада возрастают. Встроенные стабилизаторы лишь смягчают тяжесть экономических циклов, но не устраняют нежелательные изменения в объемах национального производства. Поэтому правительство вынуждено использовать механизм дискреционной фискальной политики.
В рамках дискреционной фискальной политики выделяют экспансионистскую и рестрикционную бюджетно-налоговую политику. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.
В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществится пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе и в России.