Налоги

Статья  8 Налогового кодекса Российской Федерации (часть1) от 31.07.1998 дает понятие налога и сбора: «1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Теория налогов насчитывает множество критериев и форм классификации налогов. То есть их группировки по определенным признакам. Выделялись налоги на приобретение. Налоги на владение, налоги на доход и имущество, налоги на потребление и т.п. Наибольшее распространение получило деление налогов на прямые и косвенные. В свою очередь прямые налоги делятся на реальные (поземельный, промысловый, на ценные бумаги) и личные (подоходный, налог с наследств и дарений и т.д.). Косвенные – это налоги на потребление, куда входят акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, налог с оборота, таможенные пошлины.

В Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. К элементам налогообложения относят:

объект налога — имущество или доход, подлежащие обложению;

субъект налога — налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

источник налога — то есть доход, из которого выплачивается налог;

единица обложения — единица измерения объекта (денежная единица страны);

ставка налога — величина налога с единицы объекта нало­га (%);

налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога (необлагаемый min);

налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами.

Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции. В экономической теории выделяются различные подходы к определению функций налогов. Следует, пожалуй, согласится с трактовкой, выделяющей следующие три важнейшие функции: 1) фискальная — обеспечение финансирования государственных расходов;

2) распределительная — предполагает государственное регулирование экономики, распределение и перераспределение в этих целях финансовых потоков;

3) социальная — поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Роль налогов в экономике чрезвычайно высока. Наряду со сбережениями и импортом они выступают в качестве изъятий из экономики, определяя тем самым возможные изменения в макроэкономическом равновесии.

Варьирование налогами и налоговыми льготами (скидками и освобождениями) позволяют воздействовать на динамику и струк­туру экономики, на капиталовложения и занятость, темпы разви­тия НТП, осуществление социальной политики, обеспечение соот­ветствующего распределения доходов и богатства. Налоговая по­литика может устранять и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции между сбережениями и ин­вестициями, доходностью различных сфер хозяйства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x