Статья 8 Налогового кодекса Российской Федерации (часть1) от 31.07.1998 дает понятие налога и сбора: «1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».
Теория налогов насчитывает множество критериев и форм классификации налогов. То есть их группировки по определенным признакам. Выделялись налоги на приобретение. Налоги на владение, налоги на доход и имущество, налоги на потребление и т.п. Наибольшее распространение получило деление налогов на прямые и косвенные. В свою очередь прямые налоги делятся на реальные (поземельный, промысловый, на ценные бумаги) и личные (подоходный, налог с наследств и дарений и т.д.). Косвенные – это налоги на потребление, куда входят акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, налог с оборота, таможенные пошлины.
В Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
К региональным налогам и сборам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. К элементам налогообложения относят:
— объект налога — имущество или доход, подлежащие обложению;
— субъект налога — налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
— источник налога — то есть доход, из которого выплачивается налог;
— единица обложения — единица измерения объекта (денежная единица страны);
— ставка налога — величина налога с единицы объекта налога (%);
— налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога (необлагаемый min);
— налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами.
Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции. В экономической теории выделяются различные подходы к определению функций налогов. Следует, пожалуй, согласится с трактовкой, выделяющей следующие три важнейшие функции: 1) фискальная — обеспечение финансирования государственных расходов;
2) распределительная — предполагает государственное регулирование экономики, распределение и перераспределение в этих целях финансовых потоков;
3) социальная — поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
Роль налогов в экономике чрезвычайно высока. Наряду со сбережениями и импортом они выступают в качестве изъятий из экономики, определяя тем самым возможные изменения в макроэкономическом равновесии.
Варьирование налогами и налоговыми льготами (скидками и освобождениями) позволяют воздействовать на динамику и структуру экономики, на капиталовложения и занятость, темпы развития НТП, осуществление социальной политики, обеспечение соответствующего распределения доходов и богатства. Налоговая политика может устранять и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции между сбережениями и инвестициями, доходностью различных сфер хозяйства.