Государственный бюджет – это смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего за год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования средств. Госбюджет составляется правительством и утверждается, принимается высшими законодательными органами страны.
Основными элементами государственного бюджета являются доходы, расходы, бюджетный дефицит (профицит). А государственные расходы как раз и являются еще одной составной частью совокупных расходов, оказывающих влияние на равновесие в стране. Существуют различные методы расчета госбюджета. Наиболее известны: автоматический, статический и метод непосредственных оценок.
Какие же основные доходы и расходы включаются в смету госбюджета? Пример основных видов статей доходов и расходов можно представить в виде следующей таблицы:
Доходы |
Расходы |
Налог на прибыль с предприятий
Налог с продаж Подоходный налог Местные налоги Доходы от внешнеэкономической деятельности Рентные платежи Неналоговые доходы Средства ссудного фонда Другие статьи доходов |
Финансирование экономики
Оборона Управление Социально-культурные программы НИОК и научно-технические программы Целевые программы Кредиты и помощь другим государствам Проценты по государственному долгу Другие статьи расходов |
Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:
- Перераспределение национального дохода;
- Государственное регулирование и стимулирование экономики;
- Стимулирование научно-технического прогресса;
- Финансовое обеспечение социальной политики;
- Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет основные категории, характеризующие госбюджет страны. Так в законодательстве предусмотрено: «бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории;
государственный внебюджетный фонд — форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления;
дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами;
профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами;
дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;
субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением;
бюджетная роспись — документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации;
бюджетные ассигнования — бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств;
минимальные государственные социальные стандарты — государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации;
минимальная бюджетная обеспеченность — минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов;
бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;
бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года;
государственный или муниципальный заем (заимствование) — передача в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа;
государственный или муниципальный долг — обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц;
(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ)
внешний долг — обязательства, возникающие в иностранной валюте;
внутренний долг — обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации». Тем самым законодательно определены основные понятия, включаемы в определение бюджетного процесса. Курсивом здесь выделены те категории, которые имеют решающее значение для экономического (теоретического) анализа госбюджета.
Итак, можно выделить три состояния госбюджета:
- Нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной;
- Дефицитное, когда расходы превышают доходы. Дефицит наблюдается всякий раз, когда государственные расходы, равные сумме государственных закупок, трансфертных платежей плюс процентные выплаты по государственному долгу, превосходят налоговые поступления: DВ=G+F+N-T.
- Профицитное, если доходы превышают затраты.
Дефицит бюджета имеет негативные последствия, так как отрицательно сказывается на экономическом развитии страны. В силу этого применяются различные методы финансирования дефицита бюджета (кредитно-денежная эмиссия, займы, увеличение налоговых доходов, сокращение расходов, повышение роли местных бюджетов и т.д.). Однако и профицит ставит проблему рационального использования высвободившихся средств, создания стабилизационного фонда и выработки направлений и целей их дальнейшего использования.