Внерыночные воздействия: роль государства

В рыночной экономике возникают ситуации, когда собственно рыночные механизмы оказываются несостоятельными. Экономисты говорят о «провалах рынка» в таких случаях, как фундаментальные научные исследования, национальная оборона, защита и охрана законных интересов граждан, охрана окружающей среды и т.п. В этих случаях государственное вмешательство в экономические процессы не только возможно, но и как правило, необходимо. Одну из таких ситуаций уже пришлось рассматривать при анализе поведения монополии на рынке. Защита интересов потребителей требует государственного вмешательства. Но есть и иные примеры «несостоятельности» рынка. Это социальная защита, общественные блага. Вопросы социальной политики государства исследуются в макроэкономике, так как тесно связаны с проблемой занятости населения. Здесь остановимся лишь на роли государства в отношении экстерналий и общественных товаров.

Процессы производства и потребления некоторых видов товаров и услуг сопровождаются полезными и вредными эффектами, которые испытывают на себе лица, непосредственно не участвующие в этих процессах.

Внешние эффекты, экстерналии (externalities) — это издержки или выгоды от рыночных сде­лок, не получившие отражения в ценах. Они называются «внешними», так как касаются не только участвующих в данной операции эко­номических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

Приведем примеры внешних эффектов. Тот, кто зани­мается туризмом, укрепляет свое здоровье, тем самым эко­номит общественные средства на здравоохранение. Чело­век, прошедший вакцинацию против инфекционной болез­ни, уменьшает опасность ее распространения.

Участники рыночных сделок при определении объе­мов производства, потребления, продаж или покупок не принимают во внимание внешние эффекты и затраты. В результате этого (при отсутствии государственного вмеша­тельства в рыночный механизм) товаров, производство или потребление которых сопровождается внешними затрата­ми, выпускается слишком много. Наоборот, товаров, произ­водство или потребление которых сопровождается внешни­ми эффектами, выпускается слишком мало.

Меры воздействия на рыночное равновесие со сторо­ны государства могут быть различными. Государство может запретить производство какого-либо продукта, если внеш­ние затраты слишком высоки (например, установить запрет на промышленное производство в курортной местности, на производство и потребление наркотиков и т.д.). Государст­во может установить предельно допустимые нормы загряз­нения окружающей среды вредными веществами. Могут использоваться и налоги.

Предположим, что производство некоторого химиче­ского продукта сопровождается загрязнением воздуха. Уда­лось подсчитать денежную оценку этого ущерба. Допустим, производство одной тонны продукта наносит ущерб окру­жающей среде в 40 руб. Эта сумма представляет собой оценку внешних затрат. Она не входит в «частные» затраты собственников химического предприятия и поэтому не учи­тывается ими при принятии решений об объемах производ­ства, о новых инвестициях и т.д. Производство продукта представляется собственникам предприятия «слишком де­шевым», что может привести к избыточному с обществен­ной точки зрения объему выпуска этой продукции.

Правительство может ввести потоварный налог раз­мером 40 руб. на тонну данного химического продукта. В результате внешние затраты превращаются в частные за­траты. Цена продукта возрастет, хотя, возможно, и на мень­шую величину, чем 40 руб. Объем производства сократится. Налоговое бремя частично ляжет на собственников данного завода, частично — на потребителей данного химического продукта, а, возможно, на потребителей, использующих этот химический продукт.

Если производство продукта наносит ущерб окружающей среде, разумнее установить налог не на продукт, а непосредственно на внешний ущерб, наносимый предприятием, то есть ввести в бюджет платежи, количест­венно связанные с размером этого ущерба. В этом случае у предприятий появятся стимулы к внедрению экологически чистых технологий.

Следует признать, что на практике точно рассчитать внешние затраты с целью определения налога очень слож­но. Тем более, что на разных предприятиях внешние затра­ты могут быть очень различными. Внешний ущерб от загряз­нения одного и того же размера в плотно заселенном рай­оне выше, чем в малонаселенной местности.

Если производство или потребление некоторого това­ра сопровождается полезными внешними эффектами, госу­дарство может установить дотацию его производителям или потребителям.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x