В рыночной экономике возникают ситуации, когда собственно рыночные механизмы оказываются несостоятельными. Экономисты говорят о «провалах рынка» в таких случаях, как фундаментальные научные исследования, национальная оборона, защита и охрана законных интересов граждан, охрана окружающей среды и т.п. В этих случаях государственное вмешательство в экономические процессы не только возможно, но и как правило, необходимо. Одну из таких ситуаций уже пришлось рассматривать при анализе поведения монополии на рынке. Защита интересов потребителей требует государственного вмешательства. Но есть и иные примеры «несостоятельности» рынка. Это социальная защита, общественные блага. Вопросы социальной политики государства исследуются в макроэкономике, так как тесно связаны с проблемой занятости населения. Здесь остановимся лишь на роли государства в отношении экстерналий и общественных товаров.
Процессы производства и потребления некоторых видов товаров и услуг сопровождаются полезными и вредными эффектами, которые испытывают на себе лица, непосредственно не участвующие в этих процессах.
Внешние эффекты, экстерналии (externalities) — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются «внешними», так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.
Приведем примеры внешних эффектов. Тот, кто занимается туризмом, укрепляет свое здоровье, тем самым экономит общественные средства на здравоохранение. Человек, прошедший вакцинацию против инфекционной болезни, уменьшает опасность ее распространения.
Участники рыночных сделок при определении объемов производства, потребления, продаж или покупок не принимают во внимание внешние эффекты и затраты. В результате этого (при отсутствии государственного вмешательства в рыночный механизм) товаров, производство или потребление которых сопровождается внешними затратами, выпускается слишком много. Наоборот, товаров, производство или потребление которых сопровождается внешними эффектами, выпускается слишком мало.
Меры воздействия на рыночное равновесие со стороны государства могут быть различными. Государство может запретить производство какого-либо продукта, если внешние затраты слишком высоки (например, установить запрет на промышленное производство в курортной местности, на производство и потребление наркотиков и т.д.). Государство может установить предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды вредными веществами. Могут использоваться и налоги.
Предположим, что производство некоторого химического продукта сопровождается загрязнением воздуха. Удалось подсчитать денежную оценку этого ущерба. Допустим, производство одной тонны продукта наносит ущерб окружающей среде в 40 руб. Эта сумма представляет собой оценку внешних затрат. Она не входит в «частные» затраты собственников химического предприятия и поэтому не учитывается ими при принятии решений об объемах производства, о новых инвестициях и т.д. Производство продукта представляется собственникам предприятия «слишком дешевым», что может привести к избыточному с общественной точки зрения объему выпуска этой продукции.
Правительство может ввести потоварный налог размером 40 руб. на тонну данного химического продукта. В результате внешние затраты превращаются в частные затраты. Цена продукта возрастет, хотя, возможно, и на меньшую величину, чем 40 руб. Объем производства сократится. Налоговое бремя частично ляжет на собственников данного завода, частично — на потребителей данного химического продукта, а, возможно, на потребителей, использующих этот химический продукт.
Если производство продукта наносит ущерб окружающей среде, разумнее установить налог не на продукт, а непосредственно на внешний ущерб, наносимый предприятием, то есть ввести в бюджет платежи, количественно связанные с размером этого ущерба. В этом случае у предприятий появятся стимулы к внедрению экологически чистых технологий.
Следует признать, что на практике точно рассчитать внешние затраты с целью определения налога очень сложно. Тем более, что на разных предприятиях внешние затраты могут быть очень различными. Внешний ущерб от загрязнения одного и того же размера в плотно заселенном районе выше, чем в малонаселенной местности.
Если производство или потребление некоторого товара сопровождается полезными внешними эффектами, государство может установить дотацию его производителям или потребителям.