Другие рыночные структуры

1. Монополия (чистая монополия). В отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара. В реальной экономике развитых стран чистая монополия — такая же абстракция, как и совершенная конкуренция. Всегда есть опасность потенциальной конкуренции или конкуренции иностранных производителей. Монополия на стороне покупателя (один покупатель и множество продавцов) называется монопсонией. Рыночная ситуация, когда единственному покупателю противостоит единственный продавец,  называется двусторонней монополией.

Существует несколько видов монополии в производстве товаров. В экономической литературе выделяют:

1) монополию за счет самовозрастания капитала (классическая, исторически возникшая монополия в виде трестов, концернов, синдикатов и т.п.);

2) естественная монополия (может быть технологической – метро, ж.д. и т.д., а может быть государственной – например, эмиссия денег);

3) временная монополия (возникает в эпоху научно-технических открытий);

4) монополия, обусловленная дифференциацией продукции;

5)монополия в экономике с административно-командным управлением.

2. Олигополия — в отрасли имеется незначительное количество производителей. В этой ситуации производите­ли могут вести себя различными способами:

а) не учитывать поведения других производителей, как и при совершенной конкуренции;

б) пытаться предвидеть поведение других производи­телей;

в) вступать в сговор с другими производителями.

Частный случай олигополии — дуополия (два продав­ца). Рыночная структура с несколькими покупателями назы­вается олигопсонией.

3. Монополистическая конкуренция с дифференциа­цией продукта. В отрасли может быть много продавцов, но предлагаемые ими товары неоднородны с точки зрения покупателей (не выполняется условие (2) для совершенной конкуренции). Эта ситуация наиболее характерна для рын­ков развитых стран. Данная группа взаимозаменяемых товаров производится большим числом независимых друг от друга производителей, однако товары (взаимозаменяемые!) отличаются друг от друга некоторыми характеристиками (внешним видом, упаковкой, местом продажи и т.п.). Отличия могут быть реальными или мнимыми. Но производитель здесь может изменить цену не опасаясь, что его постоянные клиенты (покупатели) уйдут от него.

Лучше всего разработаны в экономической теории модели двух полярных типов рыночных структур — совер­шенной конкуренции и чистой монополии. На примере этих двух моделей можно показать важнейшие отличия совер­шенной конкуренции от несовершенной.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x