Один из авторов Декларации независимости США Б.Франклин когда-то произнес такую фразу: в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов. Нельзя с ним не согласиться. Проблема пополнения бюджета госу-дарства за счет взносов налогоплательщиков всегда была и остается первостепенной экономической проблемой и требует научно обоснованного подхода к синтезу такой на-логовой системы, с помощью которой государство с позиций общенациональных интересов осуществляло бы регулирование про-изводства тех или иных товаров, и конечно же, формировало бы общегосударственный бюджет для решения определенного круга задач, в том числе и социальных. В этой связи, разработка рекомендаций по построению рациональной налоговой системы и, как частный случай, нахождение путей оптимизации по различным критериям размеров налоговых ставок является весьма ак-туальной проблемой. Сравнительный анализ налоговых систем по 25 наиболее развитым странам мира и России показал, что российская система налогообложения слишком сложна (много налогов), является тяжелой (чрезмерная налоговая нагрузка) и непонятной (порядок взимания налогов). Основными источниками налоговых поступлений в России являются два налога: налог на прибыль и налог на добавленную стоимость. В 1995 году они обеспечили 53,8% всех налоговых поступлений. Большая часть налоговых поступлений России приходится на косвенные налоги.
В 1995 году они дали 59,4% всех налоговых поступлений, более чем на треть (на 36%) их объем обеспечил налог на добавленную стоимость. На прямые налоги в 1995 году пришлось 40,6% совокупных налоговых поступлений, в том числе на 76% их обеспечил налог на прибыль. Отличительной особенностью структуры налоговых поступлений России является высокая доля налога на прибыль (30,6%) и крайне низкая доля подоходного налога с физических лиц (9,4%) с исключительно неэффективной структурой прогрессивной шкалы. Такая структура характерна для постсоциалистических стран, получивших в наследство большую концентрацию финансовых ресурсов на предприятиях и низкие денежные доходы населения. Для стран развитой рыночной экономики, напротив, характерна структура налогов с более низкой долей налога на доходы корпорации и более высоким удельным весом подоходного налога с физических лиц. Самой низкой долей налога на корпорации отличается Германия (4,3%), самой высокой долей подоходного налога с физических лиц — США (72,1%). Соотношение прямых и косвенных налогов в России близко к аналогичному соотношению для ряда европейских стран, в частности Франции. Американская структура прямых и косвенных налогов сильно отличается от европейской. Доля прямых доходов бюджета в США здесь значительно превосходит долю косвенных налогов (соответственно 90,5% и 9,5%). Ранжирование стран по ряду показателей привело к интересным выводам. Россия нахо-дится на последнем 7 месте из анализируе-мых стран по доле социальных взносов (табл. 1).
Таблица 1
Соотношение размера социальных взносов и нацио-нального дохода, %
Н соц = Социальные взносы / Национальный доход *100
Страны Н соц Номер ранга
Япония (1995) 13,8 4
США (1993) 10,6 5
Великобритания (1993) 10,5 6
Германия (1993) 21,7 2
Франция (1993) 28,1 1
Швеция (1993) 20,4 3
Россия (1995)* 7.4 7
*) Использован ВВП
Социальная нагрузка на государство в России достаточно велика и мало чем отли-чается от стран Западной Европы. В частно-сти, об этом свидетельствует показатель доли лиц старше 65 лет в общей численности населения (табл. 2).
Таблица 2
Доля лиц старше 65 лет в общей численности населения, %
Страны Доля в % Номер ранга
Япония (1995) 14,2 4
США (1993) 12,6 6
Великобритания (1993) 15,7 2
Германия (1993) 14,6 3
Франция (1993) 14,0 5
Швеция (1993) 17,8 1
Россия (1995)* 11,8 7
Также автором было проведено ранжиро-вание стран по такому показателю как: фак-тическая налоговая нагрузка на националь-ный доход (табл. 3).
Таблица 3
Фактическая налоговая нагрузка на национальный до-ход, %
Ннд — Фактические налоговые поступления / Националь-ный доход *100
Страны Ннд Номер ранга
Япония (1995) 24,0 6
США (1993) 26,6 5
Великобритания (1993) 37,7 2
Германия (1993) 29,1 4
Франция (1993) 33,7 3
Швеция (1993) 48,9 1
Россия (1995)* 23,5 7
*) Использован ВВП, ввиду отсутствия расчетов нацио-нального дохода по международной методике
Этот показатель используется для характеристики перераспределительной деятельности государства в виде налогов. В России значение этого показателя в 1995 го-ду было самым низким по сравнению с анализируемыми странами рыночной экономики (23,5%). Перераспределительная роль государства в России в условиях переходной экономики еще только складывается. Ожидается, что она будет более значительной. Для нашей страны характерна также низкая собираемость налогов, но в то же время Россия отличается высоким коэффициентом налогового покрытия государственных расходов (2 место после США). Этот факт объясняется низким уровнем бюджетных расходов, которые Россия вынуждена сдерживать, чтобы сократить инфляцию. В США высокий уро-вень налоговых поступлений сочетается с относительно невысоким уровнем государственных расходов, что возможно при значительной доле негосударственного социального обеспечения населения. Анализ проекта нового Налогового Кодекса и налоговых систем экономически развитых стран позволил сделать ряд выводов:
1. В России очень незначительную роль играет подоходный налог с физических лиц (не более 9,4% от всех налоговых поступлений). Постепенный перенос