В России с учетом положений Копенгагенской декларации разработан проект «Комплекс мер по поддержке и совершенствованию среднего профессионального образования (СПО) в целях обеспечения его конкурентоспособности» на период до 2010 года в рамках поручения президента страны по итогам заседания Совета по науке, технологиям и образованию, состоявшегося в Москве 25 октября 2005 г. [9]. Включение же России в Болонский процесс актуализирует задачу совершенствования СПО, определяя курс на
«европейское измерение».
Практика показывает, что существующие ныне целенаправленно организуемые формы подготовки специалистов в СПО уже не могут охватить весь круг задач, которые смогли бы обеспечить в образовательном процессе условия формирования социальной и профессиональной мобильности будущих специалистов, способных работать в современных условиях. Такая непростая ситуация сложилась вследствие противоречия между необходимостью повысить качество образования и невозможностью решить эту задачу за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Особенностью деятельности многих средних специальных учебных заведений (ССУЗ), в том числе и медицинского училища по-прежнему является ориентация на когнитивную составляющую целей образования, отраженную в стандартах второго поколения, т.е. наблюдается ориентация на формирование определенного объема профессиональных знаний, умений, навыков.
Активное же вхождение России в глобальную мировую систему, в том числе и в мировое образовательное пространство, требует изменения методологии образовательного процесса, пересмотра критериев качества образования, обеспечение условий формирования социальной и профессиональной мобильности будущего специалиста. В отечественной педагогической практике существует довольно много подходов к целям и образовательным результатом. Мы считаем, что адекватным в определении целей образования как получения индивидуально-личностного результата может стать переход от профессионально-квалификационного подхода к определению целей и оценке образовательных результатов к подходу, основанному на оценке значимости получаемого образования для развития личности, ее социализации и самореализации. Мы говорим о компетентностном подходе.
Компетентностный подход в определении целей и содержания образования не является новым в отечественной системе образования. Идеи компетентностного подхода в обучении рассматривали П.Я. Гальперин, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий. Ориентация на освоение умений, обобщенных способов деятельности является ведущей в работах этих ученых. Работы С.Т. Шацкого и его последователей, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в области теории и практики развивающего обучения были фактически предвестниками компетентностного подхода. В исследованиях Э.Ф. Зеера, А.А. Хуторского рассмотрена сущность компетентностного подхода в образовании. Разработкой методологии компетентностного подхода и способов его внедрения в систему образования с позиций психологии и педагогики занимаются В.М. Галямина, И.А Зимняя, Н.А. Селезнева, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, Ю.В. Фролов, В.Д. Шадриков, а в работах А.А. Кива, В.П. Коспрева рассмотрено дидактическое практикование на основе компетентностного подхода.
Несмотря на возрастающую популярность самого понятия, на данный момент нет общепринятого определения «компетентностный подход», все еще не найдена точка отсчета, относительно которой можно оценивать различные подходы в определении и использовании термина. Широкое распространение этого понятия в образовании объясняется желанием подчеркнуть использование прогрессивных инновационных технологий и наилучших методов обучения, что, несомненно, будет способствовать достижению более совершенного качества образования. Ведущим направлением при этом становится построение профессионального образования не как академического, ориентированного на передачу готовых знаний, а как контекстного, обучающего находить знания и применять их в ситуациях, имитирующих профессиональные. Можно утверждать, что компетентностный подход означает постепенный переход с трансляции знаний и формирования навыков к конструированию содержания образования, разработке и построению мониторинга, систем контроля качества образования. При наличии такой сильной практической составляющей содержание образовательного процесса будет строиться на основе освоения компетенций и приобретения профессиональной компетентности, а вместе с этим проектного мышления, аналитических способностей, мотивированного стремления студентов к непрерывному самообразованию, самосовершенствованию, что и обеспечит в дальнейшем успешность личностного и профессионального роста. В этой связи все чаще возникает вопрос о формировании в процессе образования некоторого набора специфических субъектных качеств, определяемых как «компетентности» и «компетенции».
Следует отметить, что в различных литературных источниках сущность и содержание понятия «компетентность» еще не получили своего исчерпывающего анализа, чаще встречается понятие «компетентность», которое интуитивно употребляют для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма.
Если обратимся к словарным источникам, то «Словарь иностранных языков» трактует «компетентность» как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение [5].
В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «компетенция» рассматривается как «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг полномочий, прав» [6]. По мнению Л. Хурло, «компетенция» – это способность человека менять в себе то, что должно измениться, как ответ на вызов ситуации, с сохранением некоторого ядра, которое включает целостное мировоззрение и систему ценностей [12]. В 1996 году в Берне на симпозиуме по программе совета Европы в обобщающем докладе Б. Хутмахер отметил, что термин «компетенция» ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что» [4]. Кроме того, понятие «компетенции» используется в образовательных программах для описания академических и профессиональных профилей.
Понятие «компетентность» шире по содержанию, чем понятие «компетенция». Оно включает наряду с когнитивно-знаниевым, еще и мотивационный, отношенческий и регулятивный компоненты [11]. В содержательном плане компетентность – это качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на основе достигнутого к усиленной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны [2].
Компетентность объединяет в себе, кроме определенной совокупности знаний, умений и навыков, процесс освоения и присвоения социальных норм, ценностных ориентиров и способность их реализации
в своей деятельности, отношение к собственной профессии как к ценности.
В образовательной практике Евросоюза «компетентность» является общим оценочным термином и обозначает способность осуществлять деятельность «со знанием дела». Обычно применяется к лицам определенного социально-профессионального статуса, характеризуя меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и разрешения проблем.
Проанализировав многочисленные публикации, можно утверждать, что