Одним из основных понятий региональной экономики является экономическое пространство, развивающее исходные представления о территории. Экономическое пространство — это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети и т.д. Каждый регион имеет свое внутреннее пространство и связи с внешним пространством.
Качество экономического пространства определяется многими характеристиками и параметрами. Среди них следует выделить, прежде всего:
- плотность (численность населения, объем валового регионального продукта, природные ресурсы, основной капитал и т.д. на единицу пространства);
- размещение (показатели равномерности, дифференциации, концентрации, распределения населения и экономической деятельности, в том числе существование хозяйственно освоенных и неосвоенных территорий);
- связанность (интенсивность экономических связей между частями и элементами пространства, условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей, определяемые развитием транспортных и коммуникационных сетей).
Для функционирования экономического пространства большое значение имеют расстояния между его элементами. «Экономическое расстояние», в отличие от физического, измеряемого километрами, милями и т.п., характеризуется, прежде всего, транспортными и трансакционными издержками на преодоление физического расстояния. Поэтому экономическое расстояние между одними и теми же географическими точками оказывается неодинаковым для разных перемещаемых товаров, услуг, групп мигрантов.