Деление территории на регионы принято называть районированием. Оно проводится в соответствии с поставленными целями, т.е. всегда является целевым или проблемно ориентированным.
Рассмотрим некоторые виды районирования России.
1. Административно-территориальное деление.
В истории Российского государства было проведено множество изменений административно-территориального устройства. С начала 18 века и вплоть до Октябрьской революции 1917 года основной административно-территориальной единицей была губерния. Петр 1 в 1708 году учредил 8 губерний, затем их число неуклонно возрастало. В начале 20 века Россия была разделена на 97 губерний и областей, которые в свою очередь делились на уезды и волости.
С 1922 по 1991 г. Россия (РСФСР) входила в состав СССР как одна из союзных республик и имела в своем составе края, области, автономные республики, автономные области, автономные округа.
В настоящее время Россия (Российская Федерация) включает 89 регионов — субъектов федерации. Среди них республики, края, области, автономные округа, одна автономная область и два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). Эти регионы резко различаются по территории, численности населения, экономическому потенциалу (в тысячи раз). Но все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта Российской Федерации.
Каждый регион — субъект федерации (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) делится на административные районы. Кроме того, административно-территориальное деление включает города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости.
В мае 2000 года на территории России образовано семь федеральных округов: Северо-западный, Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Во главе федерального округа стоит полномочный представитель Президента Российской Федерации. Федеральные округа, не затрагивая основное (конституциональное) административно-территориальное деление, являются формой укрепления вертикали государственной власти.
2. Общее экономическое районирование.
В настоящее время территория России разделена на 11 экономических районов. Каждый экономический район включает определенные субъекты федерации по принципу смежности. Вне экономических районов находится только Калининградская область. Регионы данного типа являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа, прогнозирования и частичного государственного регулирования в форме координации.
Наряду с экономическими районами, для стратегического анализа и прогнозирования применяется деление России на две макроэкономические зоны: Запад (европейская часть и Урал) и восток (Сибирь и Дальний Восток). Кроме того, в экономических исследованиях используются укрупненные экономические районы (примерно 5-8), а также смешанные схемы объединения экономических районов, например, выделение европейского «ядра» и периферийных северных, южных и восточных регионов.
Таким образом, общее экономическое районирование — это не механическое деление территории (например, на заданное число регионов). Оно должно проводиться на основе научной методологии и содействовать совершенствованию территориального разделения труда, повышении эффективности национального рынка. Поэтому экономическое районирование является одной из важных частей теории региональной экономики.
3. Проблемное экономическое районирование.
Для целей государственного регулирования территориального развития выделяются различные типы проблемных регионов. Например, в социально-экономической политике Правительства России предусматриваются специальные мероприятия по таким проблемным регионам, как отсталые (слаборазвитые), депрессивные, кризисные; особо выделяются приграничные регионы. Сложившаяся ситуация в таких регионах не позволяет им развиваться с опорой только на собственные экономические ресурсы, им требуется государственная поддержка. Указанные регионы могут не совпадать с административно — территориальными единицами.
К регионам проблемного типа относятся также те части территории страны, на которых осуществляются общегосударственные (федеральные) целевые программы. Например, это программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, программа ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и т.п.
Другим примером проблемного экономического районирования является выделение зоны Севера. Это необходимо в первую очередь для компенсации живущему здесь населению неблагоприятных климатических условий в виде повышенной заработной платы и пенсий, других льгот.
Особенность рассматриваемого вида экономического районирования состоит в том, что оно не является сплошным, непрерывным, т.е. выделяемые проблемные регионы не покрывают всю территорию страны.