Коммерческая деятельность заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса купли-продажи товаров и оказания торговых услуг с целью получения прибыли. В качестве субъектов коммерческой деятельности выступают как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее совершения.
Все процессы и операции, совершаемые в торговле, можно подразделить на производственные (или технологические), которые связаны с движением товара как потребительной стоимости и являются продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортирование, хранение, упаковка, фасовка, подсортировка и т.д.) и коммерческие (или чисто торговые).
Объектом коммерческой деятельности в торговле являются коммерческие процессы, связанные со сменой форм стоимости, т.е. с куплей и продажей товаров. К коммерческим относятся и такие операции, которые обеспечивают нормальное осуществление операций купли-продажи товаров (изучение покупательского спроса, организация хозяйственных связей с поставщиками товаров, рекламирование товаров и др.).
Деятельность розничного торгового предприятия связана с реализацией продукции конечному потребителю, что является завершающим этапом ее продвижения из сферы производства.
Розничный, или потребительский, рынок представляет собой рынок покупателей, приобретающих товары и услуги для личного пользования. Он характеризуется огромным количеством отличающихся друг от друга покупателей, что определяет его неоднородность. Покупателями являются различные по уровню доходов, социальному положению, возрасту, культуре, обычаям, привычкам и т. д. группы населения. Соответственно у этих отдельных групп населения будут неодинаковые требования к товарам и услугам, реакция на рекламу, формы и методы продажи. Такая ситуация требует от торговых предприятий, работающих на потребительском рынке, серьезной коммерческой работы по изучению своих покупателей, сбору информации об особенностях работы с каждой их группой и использованию ее в своей деятельности.
Коммерческая работа на предприятиях розничной торговли осуществляется в следующих направлениях:
- определение объема и структуры спроса населения на товары и услуги;
- формирование ассортимента товаров в рамках покупательского спроса;
- развитие закупочной деятельности и организацию хозяйственных связей с поставщиками;
- организацию процесса продажи товаров и стимулирования объемов реализации;
- рекламно-информационную деятельность;
- услуги, сервисное обслуживание.
Коммерческая работа на розничном рынке имеет свои специфические особенности. Именно здесь осуществляется признание или непризнание товара конечным потребителем. Поэтому успех коммерческой работы во многом зависит от того, насколько своевременно коммерческая служба сможет изучить, учесть, и удовлетворить требования покупателей. Важное значение имеют также квалифицированные кадры, уровень развития материально-технической базы, степень использования прогрессивной техники и современных технологий, разумная кредитная политика, уровень управления организационно-хозяйственной и самой коммерческой деятельностью.
Коммерческая деятельность, как и любая иная предпринимательская деятельность, нуждается в значительном регулировании со стороны государства. Регулирование коммерческих отношений осуществляется в основном посредством принятия правовых актов, относящихся к этой сфере деятельности, например, Законы РФ «О защите прав потребителей», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», «Об использовании контрольно-кассовых машин в предприятиях торговли и общественного питания» и др.