Вклад малого предпринимательства в функционирование рыночной экономики

Развитие малого бизнеса является основополагающим компонентом успешного экономического развития государства, а, в частности, и успешного развития средних и крупных предприятий, то есть мелкое предпринимательство создает необходимую «среду» для функционирования остальных форм предпринимательства.

Роль малого бизнеса в истории развития экономики не была однозначной. Так, в 1930-е годы заниматься мелким предпринимательством считалось малопрестижным занятием. В экономике доминировали промышленные гиганты, мелкие же предприятия «наделялись в массовом сознании свойствами ненадежности и авантюрности». Многое изменила в оценках перспектив малого бизнеса Великая депрессия 1929-1933 гг. Формирование нового взгляда на роль МБ происходило в условия широкомасштабных банкротств, прокатившихся в те годы по США. Массовые банкротства были и среди мелких предпринимателей, но именно они стали первыми выходить из «экономического шока».

Итак, переоценка роли МБ началась после Великой депрессии. Динамизм и высокая адаптивная способность МБ стали объектом изучения как со стороны экономической теории, где была окончательно закреплена позиция концепции институционализма, так и со стороны менеджмента известных фирм и компаний. Малые предприятия превращались в образцы для подражания при формировании стратегии поведения на рынке в различных сферах экономики.

Научно-технический прогресс внес свои коррективы в структурную перестройку экономики: создал предпосылки для развития высокотехнологичных предприятий малого размера, способствовал появлению новых видов оборудования и технологий. В этих условиях МБ  уже мог более гибко реагировать на изменения спроса, отвечать современным индивидуализированным требования потребителей товаров и услуг.

Главным отличием российской экономической ситуации от ситуации в развитых странах Запада является слабость предпринимательской активности.  Неоклассическая теория (отражающая западный опыт) исходит из того, что любой спрос быстро удовлетворяется соответствующим предложением. Для создания индустриальных отраслей необходимы были крупные предприятия, производящие большие объемы более или менее однородной продукции, удовлетворяющей массовый спрос. Однако на Западе эти гиганты выросли на основе, состоящей из малых предприятий, которые быстро заполнили все «щели», образующиеся между областями рынка, занятыми крупными компаниями. Кроме того, малые предприятия быстрее реагировали на появление и расширение, или наоборот, падение спроса на ту или иную группу товаров, и поэтому служили «рессорами», улавливающими воздействие колебаний спроса на гораздо более инертную базовую компании.

В России ситуация обстояла по-другому, во многом это связано с особенностями нашего исторического развития. Хозяйственные успехи, достигнутые страной в советское время, пришлись в основном на период развития тяжелой промышленности, требовавшей создание крупных предприятий. Индустриализация, победа в Великой отечественной войне, послевоенное восстановление были осуществлены за счет максимального огосударствления хозяйства и низкого уровня потребления населения. Попытки децентрализации управления и расширения хозяйственной самостоятельности не дали результатов, и к 1991 г. страна пришла без рыночной инфраструктуры, навыков и стимулов предпринимательства населения. Возможно, этими причинами отчасти объясняется, почему малые предприятия в России составляют существенно меньшую долю как по числу занятых, так и по объему производимой продукции по сравнению с другими странами.

К началу 1990-х годов появились сотни тысяч мелких предприятий. За 1992-1993 гг. их число утроилось, причем среднее число занятых на одном МП сократилось вдвое (см. таблицу 1). После 1995 г. как число МП, так и их доля в общей численности занятых и в общем объеме производства стабилизируются (с небольшими колебаниями). И эти стабильные показатели в России намного ниже, чем в развитых странах Запада. Вот как выглядят показатели по МП России за 2001 г.: 879 тыс. МП, численность занятых 6,5 млн. (9,9%), выпуск продукции 853 млрд. руб. (5,6%), выработка на 1 работника составляет 57% средней по экономике (5,6:9,9=0,57). МП в США в конце XX в. было 4593 тыс. На их долю приходилось 24,28 млн. работников (23,1% занятых) и 3087 млрд. долл. продукции (16,9%). Выработка на одного рабочего ниже, чем в среднем по всей экономике (16,9:23,1=0,72). Таким образом, вклад МБ в занятость и объем производства в России в 2,5-3 раза меньше, чем в США. Такое же соотношение дает сопоставление числа МП на тысячу жителей: в США этот показатель равен 16,7, в России – 5.8 – в 2,9 раза меньше.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x