В настоящее время большинство промышленных предприятий, оптовых компаний для успешной деятельности на рынке создают современные маркетинговые службы. Для организации практически любого производства предпринимателям также необходимо эффективно осуществлять маркетинг закупок сырья, материалов, оборудования.
В многочисленных теперь уже публикациях, учебниках по маркетингу объектом исследования, в основном, выступают потребительские рынки, а промышленным рынкам уделяется мало внимания. При этом промышленные маркетологи довольно часто используют методы и технологии, разработанные для потребительских рынков и покупателей.
Промышленный рынок имеет свои особенности организации и функционирования. Промышленный маркетинг- маркетинговая деятельность на рынке товаров и услуг производство назначения, связанная с удовлетворением потребности предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и других отраслей в машинах и оборудовании, сырье и материалах, новых технологиях, лицензиях, инжиниринге и других промышленных услугах.
Структура рынков товаров промышленного назначения отличается от структуры рынков предметов широкого потребления, различен характер изучения рынков, имеет свои особенности и поведение покупателей на таких рынках.
Сфера деятельности промышленного маркетинга охватывает рынок; представляющий собой совокупность предприятий, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров и услуг, реализуются или перепродаются другим потребителям.
Основные отрасли предпринимательства, в которых используется маркетинг товаров производственного назначения- это промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство, коммунальное хозяйство и др.
В курсе “Промышленный маркетинг” анализируется характерные вопросы промышленного специализированного маркетинга, включая особенности отраслевого маркетинга, раскрываются предмет, объект промышленного маркетинга, модели поведения промышленного покупателя, особенности технологии маркетинга. Объектами изучения курса являются промышленные товары производственного назначения (сырье, машины и оборудование), услуги производственного назначения.
В структуре учебного плана дисциплина «Промышленный маркетинг» относится к дисциплинам специализации (ДС). В Государственном образовательном стандарте подготовки специалистов – маркетологов по специальности 080111 «Маркетинг» эта дисциплина входит в блок дисциплин «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», отрасль (ДС.09), и включает, в основном, такую отрасль как промышленность.
Рабочая программа соответствует Государственному образовательному стандарту специальности 080111 «Маркетинг».
В курсе “Промышленный маркетинг” анализируется характерные вопросы промышленного специализированного маркетинга, включая особенности отраслевого маркетинга, раскрываются предмет, объект промышленного маркетинга, модели поведения промышленного покупателя, особенности технологии маркетинга.
Цели и задачи учебного курса состоят в формировании у будущих маркетологов знаний, умений и навыков в области маркетинга сырья, машин и оборудования, промышленных услуг, особенностей отраслевого маркетинга.
Предлагаемая программа и дисциплина в целом призвана решить следующие задачи:
— оптимально организовать процесс изучения предмета, зафиксировав правила учебного процесса;
— развить навыки и сформировать определенные умения;
— развить способности к диагностике проблем и умения решать проблемы;
— привести необходимые для изучения курса основную и дополнительную литературу;
— предоставить необходимые материалы для самостоятельной работы студентов
— определить критерии выявления уровня знаний в соответствии с предполагаемыми знаниями по дисциплине, умениями и навыками
Структура учебной дисциплины включает лекционные занятия, семинарские занятия, индивидуальную и самостоятельную работу.
Особенность изучения дисциплины состоит в том, что вопросы промышленного маркетинга носят междисциплинарный характер, включая знания не только основ маркетинга, экономики предприятия, но также и товароведческих характеристик основной промышленной продукции, технических аспектов, тенденций научно — технического прогресса, конъюнктурообразующих факторов в основных отраслях промышленности (отраслевой маркетинг). Курс “Промышленный маркетинг” связан с другими курсами для подготовки маркетологов, в частности, “Маркетинг”, “Теоретические основы современных технологий”, “Статистика”, “Маркетинговые исследования”, “Экономическая теория”, “Управление качеством“.
Для постоянной актуализации учебного материала, возможностей использования практического материала применима гибкая форма организации учебного процесса с применением слайдов, разбора деловых ситуаций, предусмотрена тесная взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов, обеспечен поэтапный контроль знаний студентов.
Студент должен знать:
— основные термины и определения курса;
— основные особенности рынка товаров производственного назначения;
— особенности изучения рынков сырья, машин и оборудования;
— факторы и особенности формирования конъюнктуры отдельных товарных и отраслевых рынков;
— основные факторы формирования качества промышленных товаров;
— системы и процедуры стандартизации и сертификации промышленных товаров, международной стандартизации;
— особенности закупок , принятия решений в промышленной сфере;
— виды цен и скидок в промышленном маркетинге;
— формы организации каналов распределения промышленных товаров, формы поставок на рынок;
— особенности транспортной логистики промышленных товаров;
— основные виды маркетинговых коммуникаций в промышленной среде.
Студент должен уметь:
— находить и использовать соответствующую информацию для маркетинговых исследований;
— пользоваться различными современными информационными базами данных, Интернетом.
Виды контроля знаний студентов и их отчетности:
— устный опрос
— контрольные срезы (ситуационные задания)
— заслушивание рефератов на семинарах-конференциях по отдельным разделам курса
— взаимный опрос
— тесты контроля знаний
— экзаменационный тест
Для эффективного освоения курса, достижения целей предлагаются следующие формы самостоятельной работы студентов:
— ознакомление с основной и дополнительной литературой;
— поиск специальной литературы, каталогов, статинформации, информации для конъюнктурных обзоров отраслевых товарных рынков;
— выполнение рефератов по определенной тематике;
— подготовка докладов и сообщений для семинаров — конференций и студенческой научной конференции;
— самостоятельная подготовка по отдельным разделам курса.