- Цена как часть товарного предложения
- Ценообразующие факторы
- Классификация цен в ПМ
- Ценовые приемы
Вопрос 1:
Цена – это стратегический элемент маркетинга так как:
- Цена является важным фактором на восприятие покупателем ППТН и формирующие его суждения, прежде всего, относительно ее доступности и качества. То есть цена может служить ключевым элементом в стратегическом позиционирование товара
- С точки зрения продуцента установленная им цена на производственную продукцию определяет его прибыль и в том числе ту ее часть, которая способствует расширению комплекса мер по продвижению этого товара
- Цена является важным элементом при планировании ЖЦТ продукции. Для модели ЖЦТ характерно, что маржинальная прибыль выше всего на стадии роста, что объясняет возможность поддержание сравнительно высоких цен на ППТН в отсутствие конкуренции
Роберт Ланциллотти выделил типичные цели ценообразования – это:
— достижение определенной прибыли на инвестиционный капитал
— стабилизация цены и прибыли
— захват определенной доли рынка
— противодействие конкурентам
Вопрос 2:
Цену ППТН следует рассматривать как концентрированное выражение рыночной конъектуры, то есть цены формируются под воздействием множества факторов
Ценообразующие факторы первого порядка
- ОЦП – общественная цена производства
- СДС – состояние денежной сферы
- ССП – соотношение спроса и предложения
- К – конкуренция
- ГРЦ – государственное регулирование цен
- МРЦ – монопольное регулирование цен
Ценообразующие факторы второй порядок
- ОИП – общественные издержки производства
- СП – средняя прибыль
- ПСД – покупательная способность денег
- ВК – валютный курс
- С – спрос
- П – предложение
- ЦК – ценовая конкуренция
- НК- не ценовая конкуренция
- АР – административное регулирование
- ЭК – экономическое регулирование
Ценообразующие факторы третий порядок
- КТ – качество товара
- ОП – объем поставок
- ВВП – взаимоотношение между продавцом и покупателем
- УП – условие поставок
- ФЦ – франкирование цены
Схема
Рост среднеотраслевой и общеэкономической производительности труда, снижение затрат связанных с использованием предметов орудия труда вызывает ОЦП. Среди факторов сферы денежного обращения непосредственное влияние на цены рынков В2В оказывают изменения покупательной способности денежной единицы страны, а так же изменение валютных курсов. Вследствие излишнего выпуска денег в обращении их меновая и потребительская стоимость уменьшается (деньги обесцениваются, следовательно происходит общий рост цен, инфляция и дисперсия цен на ППТН )
Регулирование цен представляет собой деятельность монополии или государства направленную на установление определенного уровня и соотношения цен на рынке, обеспечивающих максимальную прибыль и устойчивую конкурентоспособность. Регулирование цен следует рассматривать не как разовый акт по установлению цен, а как комплекс целенаправленных мероприятий и политику по активизации всех ценообразующих факторов. Непосредственное влияние на цену ППТН оказывают потребительские свойства самого товара, объем его продаж, характер взаимоотношений деловых партнеров, условия поставки и прочие. Следует отметить, что в современных условиях при формирование цен на ППТН средства труда все больший вес приобретает такой фактор как поколение ППТН, поэтому терминологию теории и практики ПМ прочно вошло понятие «продукция первого, второго, и т.д. поколения» при появлении на рынке изделий новых поколений их производители некоторое время располагают определенной монополией и свободой при установлении цен. Рамки этой свободы определяются уровнем качества, патентной защитой, ценой товар заменителей, покупательной способностью потребителей, а так же сроками и возможностью овладения технологическими секретами со стороны конкурентов.
На рынке ППТН выделяют 3 типа тенденций:
— длительные тенденции (они отражают изменения в стоимости товаров и услуг, а так же покупательной способности денег под воздействие НТП политики государства и монополии природных факторов и других событий глобального масштаба)
— среднесрочные циклические колебания (они происходят вследствие меняющегося в разных цикла деловой активности соотношения между спросом и предложением)
— краткосрочные колебания цен (они возникают под влиянием сезонных и случайных факторов разнообразного происхождения)
На рынке ППТН по каждой номенклатурной группе наблюдаются свои особенности в движении цен. Для машин и оборудования характерно слабая эластичность спроса, причем, если объем продаж массовых видов оборудования (грузовые автомобили, погрузчики) может быть в известных приделах расширен за счет снижения цен крупного инвестиционного оборудования выпускаемого по предварительным заказам. За счет этого фактора практически невозможна.
Для сырьевых товаров в долгосрочном плане объем потребления мало зависит от уровня цен, так как потребности в сырье определяются объемами производства. Однако в краткосрочном конъюнктурном плане спрос на сырьевые товары в некоторой степени зависит от уровня цен на них. Причиной этого является наличие технологических запасов сырья, которые позволяют потребителям либо временно отказаться от закупок либо наоборот увеличить их по сравнению с уровнем, требуемым для производства. На рынках сырьевых товаров, как правило, при наметившийся тенденции к снижению цен покупатели сокращают закупки надеясь, что когда цены упадут еще больше можно будет восполнить уменьшившиеся запасы путем приобретения сырья по более низким ценам. В результате сокращения закупок цены падают еще быстрее. И на оборот при росте цен потребители увеличивают, закупки сырья то есть, расширяют свои запасы, опасаясь дальнейшего роста цен. В свою очередь увеличение закупок взвинчивает цены. В результате динамика цен на рынках многих сырьевых товаров отличается повышенной неустойчивостью чередование периода роста и снижения цен.