Проектируемая железная дорога проходит по территории Пензенской и Тамбовской областей.
Пензенская и Тамбовская области входят в группу регионов, на территории которых в настоящее время отсутствуют крупные отрасли и предприятия — источники формирования финансовых средств. В эту группу входят регионы, на территории которых в силу различных причин промышленное производство размещалось в ограниченных масштабах, а также депрессивные регионы, мощности производственных комплексов в которых используются на 20 – 30%.
В Пензенской области имеются месторождения глин, мергеля и мела (Сурское), крупнозернистых формовочных песков (Чаадаевское), фосфоритов и торфа.
В Тамбовской области имеются запасы строительных материалов, фосфоритов, минеральных красок, торфа; наиболее известные месторождения песка — Тамбовское и Полковское.
Пензенская область занимает территорию в 43,2 тыс. км2. Плотность населения составляет 35,8 человек на 1 км2. Численность населения Пензенской области 1548,8 тыс. человек, в том числе городского — 993,7 тыс. человек, сельского — 555,1 тыс. человек. В области 8 городов, с учетом постоянной численности населения до 50 тыс. человек. Уровень безработицы в регионе повысился в период с 1993 по 1997 годы с 5,5 до 10,5%.
Тамбовская область занимает территорию в 34,3 тыс. км2. Плотность населения составляет 37,7 человек на 1 км2. Численность населения Пензенской области 1293,7 тыс. человек, в том числе городского — 747,2 тыс. человек, сельского — 546,5 тыс. человек. В области 6 городов, с учетом постоянной численности населения до 50 тыс. человек. В регионе сложилась сложная демографическая ситуация, которая остро сказалась на сельскохозяйственном производстве, так как на протяжении 2 последних десятилетий шел интенсивный отток населения, в основном, из сельской местности. Уровень безработицы в Тамбовской области превышает среднерайонный показатель, что объясняется небольшим сокращением рабочих мест в металлообрабатывающей, машиностроительной отраслях промышленности и в военно–промышленном комплексе.
Пенза — крупный центр автостроения, Каменка (Пензенская область) — завод сельскохозяйственного машиностроения. В области выпускают следующую продукцию: сеялки тракторные, компрессоры, насосы центробежные, тесторазделочные машины. В Пензе получила развитие шерстяная промышленность, в области налажено производство сортовой посуды на Никольском заводе «Красный гигант». В Пензенской области выращивают зерно, сахарную свеклу, подсолнечник, картофель овощи, ягоды, а также производят мясо, молоко и шерсть.
В Тамбовской области производятся следующие виды машиностроительной продукции: магнитолы и магниторадиолы, автобусы; сахар-песок (Знаменский сахарный завод). Химическая промышленность Тамбовской области: резинотехнические изделия, анилиновые красители. Минеральные удобрения (фосфорсодержащие сложные: аммофос, суперфосфат). Легкая промышленность развита слабо и размещена очень неравномерно. Тамбовская область специализируется на производстве шерстяных тканей. Швейная промышленность размещена повсеместно, кожевенно-обувные предприятия. В области выращивают зерновые, сахарную свеклу, подсолнечник, картофель, овощи, плоды и ягоды, а также производят мясо и молоко.
В Тамбовской области большое развитие получило фермерство.
На территории Пензенской области находится крупный судоходный приток Дона — Хопер, озер мало.
Автотранспорт осуществляет преимущественно внутрирайонные перевозки. По территории области проходит магистраль федерального значения: (Москва) – Пенза – Сызрань – Самара – (Уфа).
Протяженность эксплуатационной сети железных дорог в области составляет 829 км, плотность 192,8 км на 10 тыс. км2.
Основными видами транспорта в Тамбовской области являются автомобильный и железнодорожный.
По территории области проходит магистраль федерального значения: Москва – Тамбов – Волгоград.
Протяженность эксплуатационной сети железных дорог в области составляет 748 км, плотность 218,1 км на 10 тыс. км2.
Проектируемая железная дорога позволит обеспечить перевозку грузов из Кирсанова в Пензу и обратно в более короткие сроки, а также удовлетворить потребность в перевозках близлежащих населенных пунктов.