Вагонное пассажирское депо ст. N имеет текущий счет в коммерческом банке для производства расчётов с организациями за выполненные услуги по перевозке и подсобно-вспомогательной деятельности (ПВД), работает по доверенности заместителя начальника дороги – начальника дирекции по обслуживанию пассажиров.
За эксплуатационную деятельность депо получает финансирование от дирекции на выплату заработной платы, отчислений во внебюджетные фонды, также предусмотрено целевое финансирование.
Материально-техническую базу вагонного депо составляют основные фонды и оборотные средства, а также другие материальное ценности и финансовые ресурсы, необходимые для реализации его основных задач.
Оборотные средства находятся в полном распоряжении вагонного депо и изъятию не подлежат.
Вагонное депо несет материальную ответственность перед дирекцией и другими предприятиями за невыполнение своих обязательств, допущенные браки в работе, перерасход ресурсов, вследствие этого – за внеплановые расходы.
Вагонное депо несет материальную ответственность за ущерб, причиненный по его вине железной дороге, другим предприятиям при авариях, крушениях.
В случае постановки пассажирских вагонов на неплановый ремонт все затраты, связанные с этим ремонтом, производятся за счет депо. Если при этом установлена вина завода-изготовителя или завода, выполнявшего ремонт, то все затраты по неплановому ремонту относятся на указанное предприятие.
Служба материально-технического обеспечения управления железной дороги несет ответственность перед вагонным депо за поставку непредусмотренных заявками материалов и запчастей или за нарушение установленных сроков в размере фактически понесенных вагонным депо убытков.
Вагонное депо предъявляет заявки отделу материально-технического обеспечения с необходимыми расчетами для осуществления всех видов ремонтов.
Вагонное депо самостоятельно осуществляет учет результатов работы, контроль за ходом выполнения работ, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет.
Материально-техническая база железнодорожного транспорта представляет собой совокупность средств производства, необходимых для выполнения перевозочного процесса, погрузочно-разгрузочных работ, ремонта и содержания производственных фондов.
Средства производства состоят из средств труда и предметов труда. К средствам труда относятся орудия труда (машины, станки, транспортные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы и т. д.), производственные здания, сооружения, устройства, т. е. все то, что необходимо для выполнения производственного процесса.
Предметы труда – это сырье, материалы, т. е. комплекс предметов, подвергающихся обработке человеком в процессе производства при помощи орудий труда.
Производственные фонды в зависимости от участия в процессе материального производства подразделяются на основные и оборотные. Определяющая роль в процессе производства принадлежит основным производственным фондам (ОПФ). Они характеризуют производственную мощность предприятия, обусловливают объем перевозок и погрузочно-разгрузочных работ и уровень производительности труда.
Основные фонды (ОФ) представляют собой средства труда, которые, сохраняя свою натуральную форму, участвуют в производстве продукции длительное время, в течение нескольких производственных циклов. Стоимость их переносится на изготовляемую продукцию частями, по мере износа в виде амортизационных отчислений.
Согласно существующей в стране классификации основные фонды по своему назначению делятся на производственные и непроизводственные, по принадлежности — на собственные и арендованные, по характеру использования – на действующие и бездействующие.
На предприятиях железнодорожного транспорта к основным производственным фондам относят локомотивы, вагоны, устройства пути, искусственные сооружения, устройства СЦБ, производственные здания и другие виды имущества, непосредственно использующегося в производственном процессе. Доля основных производственных фондов составляет примерно 90%.
Непроизводственные основные фонды – это жилые дома, детские сады, ясли, школы, больницы и другие объекты, которые непосредственно не участвуют в производственном процессе. Их доля на предприятиях железнодорожного транспорта равна примерно 10%.
Собственные основные фонды – это фонды, числящиеся на балансе данного предприятия железнодорожного транспорта.
Арендованные основные фонды включают в себя средства труда (локомотивы, вагоны, погрузочно-разгрузочные механизмы и т. д.), привлекаемые для производства работ на определенный период времени за установленную плату из других организаций и ведомств.
К действующим основным фондам относятся средства труда, которые в данный момент используют для производственных и непроизводственных нужд.
Основные фонды предприятия в процессе их использования постепенно изнашиваются. Физический износ наступает как при использовании основных фондов, так и в период нахождения их в запасе и на консервации.
Для характеристики технического состояния основных фондов можно рассчитать следующие коэффициенты:
- коэффициент износа определяется как отношение суммы износа за весь период эксплуатации к первоначальной стоимости основных фондов (остаток на конец года);
- коэффициент годности является величиной, дополняющей коэффициент износа до 100%, и рассчитывается отношением остаточной стоимости к первоначальной.
Структура основных средств (в тыс. р.), имеющихся в распоряжении пассажирского вагонного депо станции N, представлена в табл. 1.1.
Структура основных средств на 2005 год, тыс.руб
Наименование | Остаток на конец отчетного периода | Начислено амортизации | Коэф-фици-ент изно-са, проц. | Коэф-фици-ент годности, проц. | ||
Первоначальная стои-мость | Остаточная стои-мость | За весь период эксплу-атации | В т.ч. за отчет-ный период | |||
Всего основных средств | 2286869 | 2027752 | 259117 | 205767 | 11,3 | 88,6 |
А. Производственные ОС | 2279411 | 2021035 | 258376 | 205186 | 11,3 | 88,6 |
I.Здания | 146559 | 142505 | 4054 | 3243 | 2,8 | 97,2 |
II.Сооружения – всего, в т. ч. | 14286 | 12856 | 1430 | 1141 | 10,0 | 89,9 |
передаточные устройства | 8321 | 7210 | 1111 | 886 | 13,4 | 86,6 |
III.Машины и оборудование всего, из них | 65286 | 52579 | 12707 | 10045 | 19,5 | 80,5 |
силовые машины и оборудование | 5991 | 4261 | 1730 | 1340 | 28,9 | 71,1 |
рабочие машины и оборудование | 43237 | 36448 | 6789 | 5487 | 15,7 | 84,3 |
измер. и регулирующие приборы и устройства | 4038 | 2452 | 1586 | 1256 | 39,3 | 60,7 |
вычислительная техника | 2774 | 1707 | 1067 | 824 | 38,5 | 61,5 |
инструменты | 400 | 76 | 324 | 172 | 81,1 | 19,0 |
прочие машины | 8846 | 7635 | 1211 | 966 | 13,7 | 86,3 |
IV.Транспортные средства,
из них |
2051859 | 1811923 | 239935 | 190555 | 11,7 | 88,3 |
пасс. вагоны и вагоны специального типа | 2044837 | 1805204 | 239633 | 190334 | 11,7 | 88,3 |
V-XII.Производст. и хоз. инвентарь | 1421 | 1171 | 250 | 202 | 17,6 | 82,4 |
Б.Производст. ОС других отраслей, в т. ч. | 18 | 12 | 5 | 4 | 30,4 | 66,7 |
торговли и общественного питания | 18 | 12 | 5 | 4 | 30,4 | 66,7 |
В.Непроизводст. ОС, из них | 7441 | 6705 | 736 | 577 | 9,9 | 90,1 |
жилищного хозяйства, | 660 | 639 | 21 | 17 | 3,2 | 96,8 |
в т. ч. жилые здания | 660 | 639 | 21 | 17 | 3,2 | 96,8 |
здравоохранения, физкультуры и соц. обеспечения | 3517 | 2823 | 695 | 544 | 19,8 | 80,3 |
По данным табл. 1.1 можно сделать вывод о том, что основные фонды пассажирского вагонного депо изношены на 11,3% — это говорит о том, что техническое состояние по мере старения действующих основных фондов ухудшается. Коэффициент годности характеризует долю стоимости основных фондов, еще не перенесенную на продукцию, а не их пригодность к работе. В пассажирском вагонном депо этот коэффициент для основных фондов «всего по депо» составляет 86,6%.
Основными транспортными средствами вагонного депо являются пассажирские вагоны и вагоны специального типа широкой колеи. Их стоимость на 1 января 2005 года составляла 2044837 тыс. р., остаточная стоимость вагонов с учетом начисленной амортизации 1805204 тыс. р., коэффициент износа составляет 11,7%, следовательно,
коэффициент годности пассажирских вагонов 88,3%, начисленная амортизация за весь период эксплуатации – 239633тыс. р., а за отчетный период (2005 год) 190334 тыс. р.