Производственно-экономическая характеристика вагонного депо

Вагонное пассажирское депо ст. N имеет текущий счет в коммерческом банке для производства расчётов с организациями за выполненные услуги по перевозке и подсобно-вспомогательной деятельности (ПВД), работает по доверенности заместителя начальника дороги – начальника дирекции по обслуживанию пассажиров.

За эксплуатационную деятельность депо получает финансирование от дирекции на выплату заработной платы, отчислений во внебюджетные фонды, также предусмотрено целевое финансирование.

Материально-техническую базу вагонного депо составляют основные фонды и оборотные средства, а также другие материальное ценности и финансовые ресурсы, необходимые для реализации его основных задач.

Оборотные средства находятся в полном распоряжении вагонного депо и изъятию не подлежат.

Вагонное депо несет материальную ответственность перед дирекцией и другими предприятиями за невыполнение своих обязательств, допущенные браки в работе, перерасход ресурсов, вследствие этого – за внеплановые расходы.

Вагонное депо несет материальную ответственность за ущерб, причиненный по его вине железной дороге, другим предприятиям при авариях, крушениях.

В случае  постановки пассажирских вагонов на неплановый ремонт все затраты, связанные с этим ремонтом, производятся за счет депо. Если при этом установлена вина завода-изготовителя или завода, выполнявшего ремонт, то все затраты по неплановому ремонту относятся на указанное предприятие.

Служба материально-технического обеспечения управления железной дороги несет ответственность перед вагонным депо за поставку непредусмотренных заявками материалов и запчастей или за нарушение установленных сроков в размере фактически понесенных вагонным депо убытков.

Вагонное депо предъявляет заявки отделу материально-технического обеспечения  с необходимыми расчетами для осуществления всех видов ремонтов.

Вагонное депо самостоятельно осуществляет учет результатов работы, контроль за ходом выполнения работ, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет.

Материально-техническая база железнодорожного транспорта представляет собой совокупность средств производства, необходимых для выполнения перевозочного процесса, погрузочно-разгрузочных работ, ремонта и содержания производственных фондов.

Средства производства состоят из средств труда и предметов труда. К средствам труда относятся орудия труда (машины, станки, транспортные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы и т. д.), производственные здания, сооружения, устройства, т. е. все то, что необходимо для выполнения производственного процесса.

Предметы труда – это сырье, материалы, т. е. комплекс предметов, подвергающихся  обработке человеком в процессе производства при помощи орудий труда.

Производственные фонды в зависимости от участия в процессе материального производства подразделяются на основные и оборотные. Определяющая роль в процессе производства принадлежит основным производственным фондам (ОПФ). Они характеризуют производственную мощность предприятия, обусловливают объем перевозок и погрузочно-разгрузочных работ и уровень производительности труда.

Основные фонды (ОФ) представляют собой средства труда, которые, сохраняя свою натуральную форму, участвуют в производстве продукции длительное время, в течение нескольких производственных циклов. Стоимость их переносится на изготовляемую продукцию частями, по мере износа в виде амортизационных отчислений.

Согласно существующей в стране классификации основные фонды по своему назначению делятся на производственные и непроизводственные, по принадлежности — на собственные и арендованные, по характеру использования – на действующие и бездействующие.

На предприятиях железнодорожного транспорта к основным производственным фондам относят локомотивы, вагоны, устройства пути, искусственные сооружения, устройства СЦБ, производственные здания и другие виды имущества, непосредственно использующегося в производственном процессе. Доля основных производственных фондов составляет примерно 90%.

Непроизводственные основные фонды – это жилые дома, детские сады, ясли, школы, больницы и другие объекты, которые непосредственно не участвуют в производственном процессе. Их доля на предприятиях железнодорожного транспорта равна примерно 10%.

Собственные основные фонды – это фонды, числящиеся на балансе данного предприятия железнодорожного транспорта.

Арендованные основные фонды включают в себя средства труда (локомотивы, вагоны, погрузочно-разгрузочные механизмы и т. д.), привлекаемые для производства работ на определенный период времени за установленную плату из других организаций и ведомств.

К действующим основным фондам относятся средства труда, которые в данный момент используют для производственных и непроизводственных нужд.

Основные фонды предприятия в процессе их использования постепенно изнашиваются. Физический износ наступает как при использовании основных фондов, так и в период нахождения их в запасе и на консервации.

Для характеристики технического состояния основных фондов можно рассчитать следующие коэффициенты:

  • коэффициент износа определяется как отношение суммы износа за весь период эксплуатации к первоначальной стоимости основных фондов (остаток на конец года);
  • коэффициент годности является величиной, дополняющей коэффициент износа до 100%, и рассчитывается отношением остаточной стоимости к первоначальной.

Структура основных средств (в тыс. р.), имеющихся в распоряжении пассажирского вагонного депо станции N, представлена в табл. 1.1.

Структура основных средств на 2005 год, тыс.руб

Наименование Остаток на конец отчетного периода Начислено амортизации Коэф-фици-ент изно-са, проц. Коэф-фици-ент годности, проц.
Первоначальная стои-мость Остаточная стои-мость За весь период эксплу-атации В т.ч. за отчет-ный период
Всего основных средств 2286869 2027752 259117 205767 11,3 88,6
А. Производственные ОС 2279411 2021035 258376 205186 11,3 88,6
I.Здания 146559 142505 4054 3243 2,8 97,2
II.Сооружения – всего, в т. ч. 14286 12856 1430 1141 10,0 89,9
   передаточные устройства 8321 7210 1111 886 13,4 86,6
III.Машины и оборудование всего, из них 65286 52579 12707 10045 19,5 80,5
   силовые машины и оборудование 5991 4261 1730 1340 28,9 71,1
   рабочие машины и оборудование 43237 36448 6789 5487 15,7 84,3
   измер. и регулирующие приборы и устройства 4038 2452 1586 1256 39,3 60,7
   вычислительная техника 2774 1707 1067 824 38,5 61,5
   инструменты 400 76 324 172 81,1 19,0
   прочие машины 8846 7635 1211 966 13,7 86,3
IV.Транспортные средства,

из них

2051859 1811923 239935 190555 11,7 88,3
   пасс. вагоны и вагоны специального типа 2044837 1805204 239633 190334 11,7 88,3
V-XII.Производст. и хоз. инвентарь 1421 1171 250 202 17,6 82,4
Б.Производст. ОС других отраслей, в т. ч. 18 12 5 4 30,4 66,7
   торговли и общественного питания 18 12 5 4 30,4 66,7
В.Непроизводст. ОС, из них 7441 6705 736 577 9,9 90,1
   жилищного хозяйства, 660 639 21 17 3,2 96,8
   в т. ч. жилые здания 660 639 21 17 3,2 96,8
   здравоохранения, физкультуры и соц. обеспечения 3517 2823 695 544 19,8 80,3

По данным табл. 1.1 можно сделать вывод о том, что основные фонды пассажирского вагонного депо изношены на 11,3% — это говорит о том, что техническое состояние по мере старения действующих основных фондов ухудшается. Коэффициент годности характеризует долю стоимости основных фондов, еще не перенесенную на продукцию, а не их пригодность к работе. В пассажирском вагонном депо этот коэффициент для основных фондов «всего по депо» составляет 86,6%.

Основными транспортными средствами вагонного депо являются пассажирские вагоны и вагоны специального типа широкой колеи. Их стоимость на 1 января 2005 года составляла 2044837 тыс. р., остаточная стоимость вагонов с учетом начисленной амортизации 1805204 тыс. р., коэффициент износа составляет 11,7%, следовательно,

коэффициент годности пассажирских вагонов 88,3%, начисленная амортизация за весь период эксплуатации – 239633тыс. р., а за отчетный период (2005 год) 190334 тыс. р.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x