Полученные цифры, без сомнения, свидетельствуют о том, что петербургскому и зарубежному туристу есть из чего выбрать в перечне разнообразных видов туризма. Практически все виды туров представлены достаточно широко, но важен не только данный факт, а то, что основная часть опрошенных туристских фирм предлагает индивидуальный туризм, и большая часть организаций — детский (молодежный) туризм, социальная важность которых бесспорна.
Интересные данные получены в отношении вопросов, касающихся маркетинговой составляющей работы туристских фирм. Приведем данные опроса о видах информации, получаемой туристской организацией:
· исследование среды маркетинга (внешняя и внутренняя среда) — 41% (31);
· исследование рынка (структура, конъюнктура, емкость) — 70,6% (53);
· исследование туристского продукта — 65% (49);
· исследование конкурентов — 77% (58);
· исследование потребителей — 70,6% (53 организации).
Как видно, туристские организации уделяют большое значение маркетинговым исследованиям, понимая всю их важность в современной рыночной экономике, когда нужно все держать под контролем и делать все, чтобы быть на шаг впереди конкурентов.
В условиях жесткой конкуренции туристским фирмам приходится прибегать к разнообразным способам стимулирования сбыта. Далеко позади остались времена дефицита, когда любая путевка могла быть легко реализована. Обратимся к полученным данным о мерах, применяемых для стимулирования сбыта:
· стимулирование сотрудников — 63% (отметили 47 человек);
· стимулирование торговых посредников — 40% (30);
· рекламные компании — 59% (проводят 44 организации).
Мероприятия по стимулированию сбыта, направленные на потребителя:
· скидки — 81% (61);
· подарки, сувениры — 11% (8);
· купоны — 16% (12);
· презентации — 27% (20);
· конкурсы, игры — 8% (6);
· лотереи — 13% (10);
· дисконтные карты — 1,3% (1);
· поздравление постоянных клиентов с праздниками и знаменательными датами — 1,3% (1 организация).
Интересно, что руководители туристских фирм используют не только методы воздействия, направленные непосредственно на потребителей, но и многие из числа опрошенных занимается стимулированием своих сотрудников, прекрасно понимая, что довольный и мотивированный сотрудник работает гораздо эффективнее.
Используются специальные маркетинговые приемы, ориентированные на привлечение людей в фирму:
· презентация нового маршрута, филиала и т.д.;
· сезонные мероприятия и скидки;
· создание базы данных о постоянных потребителях;
· разработка и проведение рекламной политики.
Через рекламу формируется имидж туристского предприятия, который должен рассматриваться вполне конкретно и как экономическое понятие. Имидж выражает восприятие потенциальной аудиторией потребителей конкретной туристской организации, предлагаемых ею услуг, форм обслуживания, как в фирме, так и непосредственно в ходе туристского путешествия. К тому же туристские организации стремятся закрепить в сознании общества предпочтения и поведенческие стереотипы, которые можно определить формулой: «Путешествовать должен каждый: это хорошо, это модно, это престижно и интересно». Таким образом, формируется общественная потребность в туристских услугах.
Реклама туристской организации — это распространение информации (яркой, образной, доходчивой) об организации, о проводимых единовременных акциях, скидках, льготах, о распространяемых туристских услугах. Реклама имеет целью создание постоянных потребителей, которых привлекают эксклюзивными услугами, разумными ценами, хорошим обслуживанием. И наконец, реклама — двигатель торговли. Это хорошо понимает каждый руководитель организации, о чем свидетельствуют полученные данные в ответ на вопрос о видах рекламы, используемых организацией:
· реклама в прессе — 87% (65);
· печатная реклама — 73% (55);
· рекламные фильмы — 12% (9);
· радиореклама — 21% (16);
· телереклама — 23% (17);
· рекламные сувениры — 25% (19);
· почтовая реклама — 27% (20);
· наружная реклама — 56% (42);
· реклама в сети Интернет — 61% (46);
· организация рекламных туров — 32% (24);
· информация через телефонную справочную службу — 1,2% (одна организация).
Как и следовало ожидать, особой популярностью пользуются недорогие эффективные рекламные средства: реклама в прессе, печатная реклама, реклама в Интернете и наружная реклама. Удивительно, что, несмотря на очень высокую стоимость телевизионной рекламы, более 20% из числа опрошенных организаций используют ее в своих рекламных кампаниях.
Помимо рекламы в создании имиджа туристской организации определенное значение имеет и фирменный стиль. Рассмотрим элементы фирменного стиля, используемые туристскими организациями Санкт-Петербурга.
Товарный знак имеется у 52% (39 опрошенных туристских фирм). Фирменная шрифтовая надпись имеется у 60% (45). Фирменный блок наблюдается лишь у 25% (19). Фирменный слоган имеется также у 25% опрошенных туристских фирм. Фирменного цвета придерживаются 52% (39) туристских фирм. Логотип же имеют всего 5% (4) туристских организаций. Таким образом, можно говорить об определенной недооценке туристскими организациями значения фирменного стиля для позитивного имиджа фирмы.
Обратим внимание на следующий блок вопросов паспорта, касающихся сотрудников туристской организации.
Общее количество сотрудников в 75 туристских фирмах составило 794 человека. Таким образом, среднее число сотрудников в фирме 10—11 человек.
Рассмотрим социально-демографические характеристики сотрудников туристских фирм.
Возраст сотрудников представлен следующими возрастными категориями:
· от 17 до 25 лет — 29% (231);
· от 26 до 35 лет — 30,8% (245);
· от 36 до 45 лет — 28,6% (227);
· старше 46 лет — 11,5% (91 человек из числа опрошенных).
Как видим, сотрудниками туристских фирм, за небольшим исключением (11,5%), являются люди молодого и среднего возрастного диапазона — от 17 до 45