ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.

Учебники, необходимые для курса:

1. «судебная бухгалтерия» автор – дубоносов.

2. Правовые основы бухучета и аудиторской деятельности – Чаадаев.

Метод бухгалтерского учета.

Сов-ть приемов и методов отражения хозяйственной деятельности предприятия:

1. Документации – каждая хозяйственная операция оформляется соответствующим документом.

2. Инвентаризация – способ определения практического наличия (ТМЦ – товарно-материальные ценности) путем взвешивания, изменения и пересчета, их сопоставление с данными бухучета с целью определения изменения или недодачи.

3.

4.

5. Оценка – каждый предмет имеет свою стоимость в денежном выражении.

6. Калькуляция – способ определения себестоимости готовой продукции (работы или услуги).

7. Отчетность – сов-ть экономических показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия за отчетный период.

Счета бухучета

Для правильного отражения средств и источников предприятия применяют счета:

1. Счета:

а. активные – средства предприятия. У активного счета есть сальдо (остаток) по дебиту, в противном случае имеет место нарушение, злоупотребление или иное.

Таб. 1

актив

дебит

кредит

сальдо

+

Б. пассивные – учитываются источники образование средств предприятия. Сальдо всегда по кредиту. В противном случае нарушение и тп.

пассив

таб. 2

дебит

кредит

сальдо

+

В. Активно-пассивные – счета расчетов между физическими и юридическими лицами.

Актив-пассив

таб. 3

дебит

Кредит

Сальдо

+

+

2. Счета могут быть:

А. синтетические – предусматривают планы счетов и находят отражение в балансе в суммарном выражении.

Б. аналитические – каждому синтетическому счету может быть открыто необходимое кол-во счетов аналитического счета (решает руководство предприятия).

3. Счета:

А. балансовые – предусматривают плановость счетов, находят выражение в балансе, равны суммарному выражению по методу 2 записи.

Б. забалансовые – применимы для учета ср-в не принадлежащих предприятию.

Таб. 4

Журнал хозяйственных записей

Содержание

Дебит

Кредит

Сумма

1) Получили деньги с расчетного счета в кассу

50

51

2) выплатили из кассы з/п.

70

50

3) отпущенные производством материалы

11

10

Таб. 5

Счета Бухучета

Наименование

А-П

50

Касса

А

51

Расчетный счет

А

71

Расчет с подопечными

А-П

70

з/п

А-П

10

Материалы

А

11

Отпущенное производство

А

Порядок исправления ошибок.

Более серьезные ошибки приводят к искажению себестоимости и прибыли. Порядок исправления ошибок по ФЗ № 129 «о бухгалтерском учете ». в кассовых и банковских документах никакие исправления не допускаются. Руководство предприятия обязано обеспечить сохранность документов от несанкционированного исправления ошибок. Существуют след виды исправления ошибок:

1) Если ошибка в аналитическом учете, то исправляется корректированным способом, т.е неверная запись зачеркивается, вверху пишется правильная запись и оговаривается подписью лица допустившего исправление.

2) Ошибки в синтетическом учете путем метода красного сторно – неверно сделанная запись повторяется красными чернилами, а при компьтизированной – у цифры ставится минус. Этой записью допущенная ошибка аннулируется. После этого делается верная запись.

3) Метод дополнительной проводки применяется в тех случаях когда в учете отражена меньшая сумма. Обратными проводками исправление ошибок не допускается, на каждую исправительную операцию составляется справка, в которой делается ссылка на соот документ. И подписывается бухгалтером. Исправить первичный документ можно лишь в том случае если он еще не обработан.

Если ошибка выявлена в теч года, то исправляется датой ее обнаружения. Если после окончания года, но до сдачи годового отчета, исправление вносится декабрем месяцем. Если после сдачи годового отчета, то исправляется в след году.

Требования предъявляемые к первичным документам.

Основанием для отражения хоз операции яв первичные учетные документы. Документы могут быть:

1) Первичные (накладные , фактуры)

2) Регистор бух учета (накопит и оборот ведомость.).

3) Бух отчетность (баланс, и др)

Ответственный за обеспеч контроля за финанс хоз операциями – руководитель предприятия.

Документы подпис руководителем и глав бухом.

Документ должен соот типовым унифицированным формам. Документ содержит:

1) Наименование

2) Дата

3) Наименование организации

4) Содержание хоз операции

5) Измерители (натур/денежные)

6) Наименование должностей лиц подписавших документ и отвечающих за их законность.

Документы должны состав своевременно в период совершения операции. Могут быть разовыми и накопительными (многоразового использования – лимитно заполненная карта).

Должны отражаться законные хоз операции.

Документы отвечающие всем требованиям яв доброкачественными. Используются в кач доказательств по уголовным делам. Недоброкачественные – заполнены на бланках устаревших форм. Если не использовались бланки строгой отчетности в тех случаях когда это предусмотрено.

Если заполнены не все реквизиты, нет подписей соот лиц, документ подписан лицом на то не уполномоченным – недоброкачественный. Отражение в документе операции, кот не совершалась. Документы составлены с нарушением дейст законодат, кот не соот фактически выполненным хоз операциям. При проверке необходимо выяснить нет ли в них необоснован записей, подчисток или исполнений, правильно ли подсчитаны итоги. Организации обязаны обеспечить сохранность документов. В случае их утраты на предприятии создаются спец комиссии, в кот входят работники бухгалтерии, охрана. Руководит предприят. Берется объяснение с должност лиц, составляется перечень утраченных док, и принимаются меры к их восстановлени.

Первичные учетные документы могут быть изъяты органами дознания и предварит следствия, а также прокуратурой, налоговой, судом на основании их постановления и в соот с законодательством.

Глав бух или лица на то уполномоченные могут снять копии, и согласия соот органов и в их присутствии, на док указ основание изъятия, кем, и дата.

Баланс

Представляет из себя двустороннюю таблицу, 1 – актив, 2 – пассив. Заполняется на основании остатков по счетам бух учета. Сальдо по активным счетам запис в актив баланса. Сальдо по пассивным – пассив баланса. По активно – пассивным – сальдо по дебиту – в актив, по кредиту – в пассив.

Баланс состоит из 5 разделов. Внутри каждого раздела подразделяется на статьи баланса. Итоги актива = итогам пассива баланса – т.к это одна и та же сумма, только отражена в разном разрезе. В активе имущ предприятия по составу и размещению , в пассиве – источники формирования хоз ср-в. При расследовании эк преступлений, изучение баланса дает общую картину работы предприятия. Если за отчетный период валюта баланса резко возросла или резко снизилась, то необходимо выяснить причины колебания. Отраженные в балансе суммы на расчете 70 говорят о невыплаченной з/п.

Учетная политика:

1) Рабочий план счетов

2) Формы первичных учетных документов, кот примен на данном предприятии.

3) Инвентаризация и порядок ее проведения

4) Метод оценки активов предприятия

5) Правила проверки документов

6) Сис-ма контроля

7) Форма учетных регистров

В учетной политике могут найти отражение типичные оценочные показатели:

1) Величина резерва о сомнительных долгах

2) Резерв под снижение стоимости матер производственных запасов

3) Оценка сроков полезного использования основных средств и нематер активов.

При формировании учет политики иногда появ необходимость при определении методов ведения учета выбрать 1 из нескольких допустимых законодат-вом способов.

Учет политика должна обеспеч полноту отраж всех хоз операций последовательно. Вновь созданное предприятие обязано разработать учет политику в теч 90 дней с момента гос регистрации. Изменение в учет политику могут вноситься в случае изменения законодат и др правовых актов, оно должно быть обосновано и вносится с 1.01 от следующего года. При изменении необходимо оценить в денеж оценки степень влияния его на финансовое положение. О решении измен учет политики предприятие должно сообщить в пояснительной записке к годовому отчету.

Учет кассовых операций. – осущ на основании положения ведения кассовых опереций. Утвержден постановлением правит-ва № 18 от 4.10.1993 года. Предприятия всех форм собственности должны хранить ден ср-ва в кассе пределом установленного банком лимита. Сверх установленного лимита в кассе могут находиться деньги полученые для выплаты з/п, пенсии, и др.

Но в течении 3 дней. А в районах крайнего севера до 5 дней. После истечении этого срока ведомости закрываются, невыплачен сумма депонируется и не выданные ден ср-ва сдаются в банк.

Прием наличных денег от населения осущ с примен контрольно кассовых машин. Основными документами по касс операциям являются приходно кассовый ордер, платеж ведомость и касс книга т.д, кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и иметь печать, все приходные и расход документы по кассе, регистрируются в касс книге, кот по оконч дня кассир состав отчет по движению денег. Полученные деньги должны быть оприходованы в кассе в тот же день и использоваться строго по целевому назначению. Вся денеж наличка должна быть сдана в банк. Все приложения должны быть «погашены» штампом. Никакие исправления в касс документах не допускаются. Помещение кассы должно быть изолировано. Иметь надежные двери и запоры. Для большей сохранности двойные двери. Все операции осущ через окошко. Вход посторонним в помещение кассы запрещено. Хранить денж ср-ва не принадлеж данному предприятию не допускается. Они должны храниться в несгораемых сейфах, кот надежно крепятся к строит конструкции. На малых предприятиях где нет должности кассира его обяз-ти исполн главный бухгалтер.

При смене кассира а также в сроки установлен предприятием, в кассе проводится ревизия (внезапно ежемесячно).

При транспортировке ср-в из банка руководитель обязан предоставить кассиру транспортное сред-во и охрану.

Кассиру и др лицам запрещено разглашать суму и маршрут следования. Запрещается след из банка пешком, посещать магазины тд.

Нарушение и злоупотребления в касс операциях. И порядок их проявления.

При ревизия и проверках в первую очередь проводится ревизия кассы, с целью ывявления наличия ден ср-в, цен бумаг, по рез-там составляется акт, проверяется порядок ведения журнала, составление приход и расход документов.

Необходимо установить:

1) Не было ли случ расчетов налич ср-вами за ТМЦ сверх установленного лимита (100.000 руб)

2) Все ли документы погашены штампом

3) Пронумерована ли касс книга.

4) Не ведется ли несколько касс книг.

5) Все ли документы подписал глав бухгалтером и руководителем.

6) Есть ли подписи получателей в расход касс ордерах.

7) Все ли расчеты с население осущ с применением контрол касс техники.

8) Нет ли подчет исправлений в документах. На всех ли документах есть номер

9) Не превышает ли остаток денег в кассе установленный лимит

10) Своевременно и в полном ли Vсдаются деньги в расчет счет.

11) Не было ли случаев списания на балансовый счет 20.

Выплата денег подставным лицам – установить факт подлога можно путем сопоставления подписей в документе на выплату денег с его личной подписью.

Неоприходование, неполное, не в тот же день денежных ср-в с полученого расчет счета – для выявлении необходимо сопоставить приходный касс ордер, корешок чека, выписку банка за этот же день. Чек действителен в теч 10 дней. Выписка банка.

Умышленное искажение вступит и заключит остатков в отчете кассира – переустановить визуально

Иногда по отчету кассира списываются сумы без приложения документов – установить путем сопоставления каждого документа хоз операции.

Искажение итогов по приходу и расходу в отчете кассира – выяв путем арифметического просчета.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x