Позвольте остановиться на некоторых приоритетных направлениях по решению перечисленных выше задач

А.В.Суконкин

Позвольте остановиться на некоторых приоритетных направлениях по решению перечисленных выше задач.

Подключение публичных государственных и муниципальных библиотек к сети интернет.

В 2009 году обеспечен доступ к сети интернет ~ 15 % публичных библиотек. В условиях текущего финансирования на конец 2011 года планируется обеспечить доступом к сети интернет не менее 22% публичных библиотек.

Чтобы добиться 100% подключения публичных библиотек к сети интернет (с учетом оснащения компьютерной техникой и оплатой трафика) необходимо, по предварительным оценкам, примерно 5 млрд.рублей. При таком финансировании эту работу можно было бы осуществить в течение 3 лет.

Создание и поддержка интернет-ресурсов.

Порталы “Культура регионов России”  и  “Культура on-line”, которые позволяют осуществлять прямые видеотрансляции событий в сфере культуры, проводить телемосты и видеоконференции с участием деятелей культуры и искусства, представлять культурную жизнь регионов в сети интернет.

Создание 3D коллекций.

Применение технологий 3D значительно расширяет возможности познакомится с музейными сокровищами.  Это обусловлено тем, что перемещать созданную музейную 3D коллекцию по стране и по миру гораздо проще, что существенно способствует повышению доступности лучших образов культурного наследия России. Сейчас эти проекты реализуются как инициативные за счет средств министерства.

Формирование и ведение Государственного каталога Музейного фонда России.

База  Государственного  каталога в 2009 года составляла более 1 млн. единиц  музейных предметов. К 2012 году объем  базы должен возрасти до 3 млн. единиц  музейных предметов.

Единая информационно-поисковая система документов Архивного фонда Российской Федерации предполагает создание Общероссийской информационно-поисковой системы к документам Архивного фонда Российской Федерации и предусматривает к концу 2011 года включение в электронные описи более 3-х % архивных документов от общего объема документов государственных архивов.

Система автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации предполагает создание автоматизированного комплекса, формирующего информационный массив о составе и содержании фондов государственных архивов. Работы по ее созданию планируются завершить в 2012 году.

Создание и ведение Сводного каталога библиотек России предполагает формирование стандартизованного электронного библиографического ресурса по фондам  библиотек России, внедрение и развитие  технологии корпоративной каталогизации, минимизирующей  дублирование работ по созданию библиографических записей.

В 2010 году объем сводного каталога превысил прогноз на 2011 год в 3.8 млн. ед. и составил более 4 млн. единиц библиографических записей.

Данная услуга предоставляется населению и организациям, в том числе, в электронном виде, через портал «Госуслуги».

Модельная сельская библиотека.

Данный проект существует с 2006 года и предназначен для создания в сельской местности эталонных библиотек, соответствующих современным требованиям информационного обслуживания населения.

Социальный эффект реализации этого проекта заключается в сокращении объемов образовательной и трудовой миграции сельской молодежи в города за счет появления возможности дистанционного и заочного обучения, использования технологических ресурсов библиотеки и доступным бесплатным интернетом.

На конец 2009 года за счет средств Федерального бюджета создано более 180 модельных библиотек в 46 субъектах Российской Федерации. К 2012 году планируется создать более 200 модельных библиотек. Кроме того, в регионах наблюдается своего рода «движение навстречу», когда сами субъекты Российской Федерации за счет своих бюджетов создают такие библиотеки.

Национальная электронная библиотека.

Проект  реализует возможность свободного доступа граждан к полным текстам документов крупнейших библиотек России. Реализация мероприятия позволит к  2015 году удовлетворять не менее 90% запросов пользователей на получение достоверной современной информации научного, образовательного и культурного характера на русском языке в электронном виде.

Результат реализации проекта — создание качественного национального библиотечного ресурса, содержащего весь объем современного знания на русском языке в электронной форме с легитимной возможностью предоставить электронный экземпляр произведения, как минимум, любому читателю в помещении любой библиотеки.

Следует также отметить, что услуга предоставления полнотекстовых изданий, на которые не распространяется действие авторского права, в настоящее время, также предоставляется в электронном виде через портал «Госуслуги».

При условии сохранения существующих объемов финансирования из средств Федерального бюджета к  2012 году планируется увеличить до 800 тыс. количество полнотекстовых документов в Национальной электронной библиотеке.

Электронная база всех перемещенных в результате второй мировой войны и находящихся на территории России культурных ценностей реализует возможность свободного доступа граждан к информации о включенных в культурный оборот перемещенных культурных ценностей. К 2012 году количество культурных ценностей, информация о которых будет внесена в базу данных, должно составить более 141 тыс. единиц, т.е. приблизительно половину от всего массива.

Электронный ресурс “Недвижимые памятники истории и культуры” .

Проект направлен на сохранение и популяризацию объектов  культурного наследия, создание механизмов общественного мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия, обеспечение свободного доступа граждан к информации об объектах культурного наследия.

Созданная база данных, насчитывает порядка 100 тыс. описаний различных памятников, и к 2012 году планируется увеличить количество записей фотофиксации и результатов мониторинга объектов до 150 тыс. единиц. В итоге предполагается, что в базу будет включена информация обо всем недвижимом культурном наследии России.

Создание инфраструктуры доступа широких слоев населения к цифровому контенту о культурном наследии России.

Наиболее интересным проектом здесь является создание и поддержка единого отраслевого интернет-портала о культуре с элементами социальной сети, а также построение единой информационно-коммуникационной сети отрасли культуры. На этой основе предполагается создание единой информационной системы общероссийского мониторинга состояния развития культуры, формирование общероссийской системы доступа к информационным базам отрасли, предоставления государственных услуг в электронном виде.

Всего на реализацию задач и проектов, предлагаемых Министерством культуры, на период  2011 – 2020 годы потребуется около 50 млрд. рублей. Такое финансирование позволит значительно ускорить выполнение плана реализации Стратегии развития в Российской Федерации информационного общества и достигнуть к 2015-2016 годам  практически 100% решения задач по информатизации учреждений культуры, наполнению сводного каталога библиотек, пополнению фонда Национальной электронной библиотеки, создать современные и актуальные интернет-ресурсы о культуре и искусству.

Реализуя Концепцию формирования в Российской Федерации электронного правительства, Министерством культуры Российской Федерации в электронном виде предоставляются такие государственные услуги, как:

¾     предоставление библиографической информации из государственных библиотечных фондов;

¾     предоставление информации из государственных библиотечных фондов, в части не касающейся авторских прав.

В 2011 году планируется перевод в электронный вид государственных услуг по:

¾     выдаче прокатных удостоверений на фильмы, созданные в Российской Федерации или приобретенные за рубежом для проката на территории Российской Федерации;

¾     выдаче удостоверений национального фильма.

Совершенствование законодательства.

Переход к информационному обществу, безусловно, связан с предоставлением больших возможностей по доступу к информации. Однако это не всегда согласуется с нормами действующего законодательства. Министерством ведется постоянная работа по выработке предложений по его совершенствованию и гармонизации. Здесь необходим баланс между правами автора и доступом к информации, который должен обеспечивать динамичное создание электронных библиотек, информативных и посещаемых интернет-ресурсов о культуре.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что все проекты, о которых мы сегодня говорили, направлены на повышение доступности культурного наследия для всех россиян.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x