Решение о введении экологических паспортов на территории Российской Федерации было принято 9-й сессией Верховного Совета РСФСР 11-го созыва от 10.11.88 г., согласно которому поручалось «…Государственному комитету РСФСР по охране природы совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами приступить, начиная с 1989 года, к разработке экологических паспортов городов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и провести инвентаризацию источников загрязнения с целью установления фактического состояния экологической обстановки и разработки мер по оздоровлению природной среды региона»;
Постановлением Совета Министров РСФСР от 16.03.90 N 93 «О неотложных мерах по оздоровлению экологической обстановки РСФСР в 1990-1995 г.г. и основных направлениях охраны природы в 13-й пятилетки и на период до 2005 года» поручалось «… Министерствам, ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов обеспечить проведение в 1990-1991г.г. экологической паспортизации всех действующих предприятий, экологически опасных объектов и отдельных территорий по согласованному с Государственным комитетом РСФСР по охране природы графику и в соответствии с ее результатами осуществить необходимые меры по оздоровлению экологической обстановки …».
Работа по внедрению и совершенствованию экологической паспортизации на территории Российской Федерации проводится начиная с 1990 г. Несмотря на неоднозначность взглядов на экологическую паспортизацию, она приняла широкие масштабы. В настоящее время в различных регионах составлено и согласовано значительное число экологических паспортов промпредприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду. По данным, полученным из 59 регионов, к 1 сентября 1994 года составлено и согласовано более 20 тыс. экологических паспортов, в т.ч. промышленных предприятий — более 14 тыс., сельскохозяйственных — более 1 тыс., около 90 транспортных предприятий и 50 — территорий. По имеющимся данным в 43 природоохранных комитетах субъектов Российской Федерации информация экологических паспортов введена в базу данных об экологической обстановке и используется в процессе принятия решений и осуществления мероприятий в области охраны окружающей среды и природопользования.
Совершенствование экопаспортов позволит использовать их данные при приватизации объектов, экологическом страховании, сертификации производств и процессов, лицензировании природопользования, экологическом аудировании. Ни один из ранее действующих экологических документов не создает такой комплексной возможности.
Требуется разработать макеты экологических паспортов сельскохозяйственного, лесохозяйственного, транспортного предприятий, объектов Минобороны и других отраслей. Все макеты должны предусматривать возможность машинной обработки информации и ее хранения, что позволит рассматривать систему экологических паспортов как составную часть Единой государственной системы мониторинга и Государственной экологической информационной системы (ГЭИС). В настоящее время Кировским областным комитетом проводится работа по созданию макета экологического паспорта природопользователя, который построен на новых принципах и является первичной базой