Лицензирование как элемент регулирования различных видов деятельности применяется в последние годы достаточно широко. Первые положения о лицензировании профильных видов деятельности получили Минтранс России (Постановление Правительства РФ N 118 от 26.02.92), Минфин России (Постановление Правительства РФ N 78 от 28.12.91). Госгортехнадзор России (Постановление Госгортехнадзора России N 20 от 03.07.93), разработанные в соответствии с Указом Президента России от 18.02.93 N 234) и другие ведомства, использующие лицензирование в качестве механизма регулирования различных видов деятельности.
На заседании Совета по делам потребителей при ГКАП России ряд министерств и ведомств предложили подготовить проекты нормативных документов, регулирующих отношения в области прав потребителей (в соответствии со ст.27 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Перечень этих нормативных актов был передан в Правительство для рассмотрения. Например, Минюст России предложил включить в этот перечень разработку такого нормативного документа, как «Порядок оказания услуг правового характера”.
Отсутствие лицензирования природоохранных видов деятельности приводило к появлению экологически опасных товаров, некачественно выполненных работ и услуг, которые непосредственно или через реализацию их на последующих стадиях могли привести к негативным последствиям для окружающей природной среды и здоровья населения. Необходимость введения лицензирования указанных видов деятельности можно показать на примере экологической паспортизации. После принятия решений Верховного Совета и Правительства России о проведении экологической паспортизации выполнять этот вид экологических услуг стали многие организации и фирмы от которых не требовалось подтверждения наличия материально-технического, нормативно-методического обеспечения работ, квалифицированных специалистов и т.п. Работы велись на основе заключения договоров с предприятиями, которые были обязаны разработать экопаспорт, а собственными силами часто сделать это не могли. В итоге — нередко некачественная продукция, конфликты, значительные затраты финансовых средств предприятий и труда специалистов природоохранных органов, вынужденных многократно экспертировать и возвращать на доработку одни и те же экопаспорта. В результате на многих территориях природоохранные органы стали вводить различные формы регулирования этой деятельности, хотя формально лицензирование ими еще не проводилось.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 375, утверждено Положение о Минприроды России, в котором ему дается право на проведение лицензирования видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения. Однако это не давало возможности действительно вести эту работу.
Минприроды России был подготовлен в 1994-1995г.г. в качестве первоочередной меры проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в сфере охраны окружающей среды». Подготовка названного документа вызвана была тем, что Постановлением Правительства России от 27.05.93 N 492 «О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности» не охватывало такое важное направление, как виды