Аппаратно-программные средства

В конце 70-х, в 80-х и даже в начале 90-х  годах этого столетия специалист, знающий  компьютер,  придя на предприятие, получал задачу от своего руководителя – автоматизировать какое-либо направление деятельности предприятия. Это, прежде всего, были – перевод на компьютер бухгалтерии, финансово-экономических расчетов,  делопроизводство. Если  предприятие было производственным,  могла быть поставлена задача автоматизации контроля технологического процесса, проведения каких-то расчетов, перевода на компьютер чертежей.

Сейчас, когда Вы придете на предприятие, причем, на любое –  от сложного производства до обычного розничного магазина, Вы обнаружите, что компьютер знаком каждому сотруднику предприятия. Компьютер есть в бухгалтерии, на нем уже стоит «1С», «Инфо — бухгалтер» или какая-то своя расчетная программа. Руководство предприятия уже активно пользуется услугами справочно-консультационной программы по законодательству, такой как «Консультант +» или «Гарант». Обязательно есть своя складская программа. Если это магазин, то кассы объединены в сеть. Если предприятие активно общается с поставщиками, имеет филиалы в других городах, даже просто ведет активную работу по завоеванию рынка, то, будьте уверены, что у него уже есть своя страница в Интернет и даже не исключено, что есть собственный цифровой канал связи, который обеспечивает ему качественное и очень дешевое по сравнению с обычной телефонией общение.

Вы убедитесь также в том, что вычислительная техника на предприятии – самая разнообразная, разно-платформенная,  есть и очень старая, но  рабочем состоянии (например, матричные принтеры на многих фирмах продолжают со скрипом, но служить), есть и сверхсовременная, применение которой пока не всегда соответствует ее возможностям.

Специалисту по вычислительной технике или, как сейчас чаще говорят, по информационным технологиям,  могут предложить уже более сложную задачу – оптимизации деятельности предприятия. Причем, оговорят условие сохранить, не нарушить, не испортить существующие информационные системы на предприятии, а только лишь улучшить их, сделать их работу совместимой с теми новшествами, которые он будет вводить.

Конечно же, для того, чтобы что-то модернизировать, улучшать, чтобы что-то изобретать, надо знать, «какие велосипеды уже изобретены». То есть, в этом цикле статей мы с Вами постараемся познакомиться с максимально возможным количеством известных информационных технологий, применяемых на предприятиях.  Знакомство начнем с широко применяемых на предприятии бухгалтерских и правовых информационных технологий, закончим Интернет — технологиями.


Значение информации  в бизнесе

Сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, рас­пространение и использование информации в различных сфе­рах деятельности приобретают решающее значение для успеха в конкурентной борьбе. В современный информационный век для предпринимателей ключевое значение имеет не просто разработка принципиально нового изделия, а создание такого продукта или услуги, которые положили бы начало формиро­ванию нового направления в производстве, нового рынка. Только в этом случае предприятие (организация) может рассчитывать на приемлемый уровень издержек производства и снижение степени риска при выходе сначала на национальный, а затем на мировой рынок. Предпринимательское дело среди других направлений на конкурентном рынке выделяется с по­мощью средств информационной индивидуализации бизнеса.

Государственная информационная поддержка предприятий

Современный бизнес основывается на основательной информационной поддержке со стороны государства, которое строит информационную инфраструктуру бизнеса в виде тра­диционной и автоматизированной информационных систем. Государство законодательно объявило информационные ре­сурсы России национальным достоянием, подлежащим защите наряду с другими ресурсами. Организационно информацион­ные ресурсы функционируют в составе Государственной систе­мы научно-технической информации (ГСНТИ) и Государст­венной автоматизированной системы научно-технической ин­формации (ГАСНТИ). В составе информационных ресурсов концентрируются значительные потоки отечественной и зару­бежной информации, которая в обработанном и удобном видах доступна бизнесу.

Образовательный и научный потенциал общества — единст­венная реальная возможность для генерации актуальных и коммерчески значимых знаний. Если общество не развивает образование и науку, то у членов общества нет ни возможности, ни стимулов генерировать новые знания и эффективно за­ниматься предпринимательством и бизнесом.

В аграрной цивилизации главным ресурсом были земля и низ­ко-квалифицированные трудовые ресурсы. В индустриальном обществе главенствует капиталоемкая технология переработки природных ресурсов, а к труду предъявляются повышенные квалификационные требования. Основой индустриальной ци­вилизации стали гигантские вещественно-энергетические пото­ки, которые часто недостаточно рационально использовались в экономике.

Переход общества к постиндустриальной эпохе и наукоем­ким технологиям вводит в активный оборот информационные ресурсы и еще более повышает требования к квалификации труда специалистов. Но именно информация дает возможность рационально распоряжаться всеми иными видами ресурсов. Интенсивное использование информации позволяет значитель­но снизить материалоемкость и энергоемкость продукции. Ин­дустриальное производство эпохи дымящихся труб и постоянно горящих факелов на основе знания, пони­мания и точной информации преобразуется в экологически чистое, часто безотходное и экономически эффективное произ­водство постиндустриального общества.  Уже сейчас активно используются виртуальные химические лаборатории, которые позволяют отладить технологический процесс сложного производства, используя лишь компьютер и моделирующую программу.

Главная проблема любой экономики — преодолеть ограниченность ресурсов. Но имеющиеся ресурсы можно использовать различным способом. Ключевым моментом здесь является решение о том, где и как сосредоточить экономические ресурсы. Концентрация ресурсов в нужное время, в нужном месте, для решения главного, при­оритетного направления — вот в чем помогает информация при принятии экономических решений.

Знания, организованные в систему, повышают профессиональную ком­петентность предпринимателя и позволяют направить действия на достижение поставленных целей более экономно и точно.

Информация — основа маневра предпринимателя с вещест­вом и энергией. Она позволяет получить решение, как эффек­тивнее и экономически выгоднее организовать производство товаров или услуг. Знания и информация становятся стратегическими ресурсами, поскольку наряду с эм­пирическим знанием и повседневным опытом в экономическую деятельность непосредственно вовлекается систематизирован­ное теоретическое знание. Оно становится непосредственной производительной силой, такой же, как, например, знание, за­ложенное в управляющие программы виртуального производства. (CAM – computer-aided manufacturing)

Предпринимателю для достижения экономических целей нужна опора в виде информации о профессиональном знании, особенностях избранной сферы бизнеса. Требуемая информа­ция рассеяна по множеству источников и мест хранения.

Цель прикладной информатики — собрать, тематически объе­динить и обработать информацию так, чтобы ускорить доступ к информации и представить ее в виде, удобном для интерпре­тации человеком — пользователем. Более того, сегодня в ин­форматике нет ограничений на вид собираемой информации и тип используемых носителей информации. Средства информа­тики позволяют интегрировать разнообразную информацию в «одном месте» и создавать всеобъемлющее поле информацион­ных ресурсов. А это, в свою очередь, снимает неопределенность и повышает вероятность получения нужного знания.

Предприятие (по крайней мере, его головной офис) можно рассматривать как эффективный информационный центр. В нем сходятся четыре потока информации: два внешних и два внутренних.

Внешняя деловая среда (или макросфера) — совокуп­ность экономических и политических субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношения, складывающиеся ме­жду ними и предприятием (рис. 1). Они определяют взаимо­действие между предприятием, его реальными и потенциаль­ными клиентами, а также конкурентами. Согласно оценкам экспертов наибольшие возможности предприятию обеспечива­ют квалификация персонала и технологическая база, а наи­большая опасность заключается в неожиданных действиях со стороны конкурентов.

Внутренняя деловая среда — это отношения в кол­лективе, определяющие насыщенность информационных пото­ков и интенсивность коммуникационных потоков, а также зна­ния, закладываемые и порождаемые в производстве.

Предприниматель согласно современным оценкам в своей деятельности играет три информационные роли:

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x