Предмет административного права – группа однородных общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере организации и осуществления государственного управления.
Виды управленческих отношений составляющих предмет административного права:
1) Которые складываются в процессе деятельности органов исполнительной власти
2) Которые складываются в процессе внутриорганизационной деятельности государственных органов
3) Которые складываются в процессе административно — юрисдикционной деятельности
Внутриорганизационная деятельность необходима для всех государственных органов, как предварительное условие выполнения их основных задач.
Внутриорганизационная деятельность включает в себя:
1) Организация государственной службы в данном органе
2) Планирование работы органа
3) Разработку и утверждение штата
4) Финансирование деятельности органа
5) Внутренний контроль
6) Делопроизводство
7) Охрана государственной и служебной тайны
Административно-юрисдикционная деятельность – это деятельность, направленная на применения мер административного принуждения, физическим и юридическим лицам, совершившим административные правонарушения.
Метод административного права – система правовых способов и приёмов регулирующего воздействие норм административного права на управленческие общественные отношения.
Виды методов административного права:
1) Императивный – метод категорических предписаний, регулирующих права и обязанности сторон административных правоотношений
2) Диспозитивный – метод регулирования, представляющий субъектам возможность самостоятельно определять свои права и обязанности в пределах, установленных нормами административного права
Реализация методов административного права:
1) Императивный метод: А) Предписание – это возложение прямой юридической обязанности административных правоотношений совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных административно-правовой нормой (соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах и т.д.). Б) Запреты – это возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных административно-правовой нормой (не нарушать правила поведения в общественных местах, дорожного движения и т.д. В нормах запрета устанавливаются санкции за нарушение норм-предписаний)
2) Диспозитивный метод: А) Дозволение – это юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных административно-правовой нормой, те или иные действия, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению (Подавать жалобу, приобретать оружие, заниматься предпринимательской деятельностью и т.д.)
Система административного права – внутреннее строение отрасли права, подразделение её на административно-правовые нормы, институты и части в порядке их взаимных отношений.
Административное право делится на:
1) Общую часть, которая включает понятия и положения, имеющие значения для всего административного права.
2) Особенную часть, в которой раскрывается порядок управления в отдельных отраслях и сферах государственного управления.
Источники административного права –
Источники:
1) Международные акты
2) Конституция РФ
3) Федеральные законы
4) Указы Президента РФ
5) Постановление Правительства РФ
6) Нормативные акты федеральных министерств
7) Акты органов государственной власти субъектов РФ
8) Акты органов местного самоуправления
9) Локальные акты
Органы исполнительной власти РФ
Правовое регулирование ОИВ РФ
1) ФКЗ от 17 декабря 1997 года «О Правительстве РФ»
2) Регламент Правительства РФ: утверждён постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 года
3) Указ Президента РФ от 21 мая 2012 года «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
4) Закон Кемеровской области от 9 марта 2005 года «О системе исполнительных органов государственной власти Кемеровской области»
Правовое регулирование ОИВ по Кемеровской области:
1) Закон Кемеровской области от 9 марта 2005 года «О Коллегии Администрации Кемеровской области»
2) Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 29 марта 2007 года «О структуре Администрации Кемеровской области»
3) Постановление Губернатора Кемеровской области от 29 марта 2007 года «О структуре исполнительных органов государственной власти Кемеровской области отраслевой и специальной компетенции»
Орган исполнительной власти (ОИВ) – это орган государственной власти, учреждённый в установленном законом порядке, наделённый компетенцией и государственно-властными полномочиями для облегчения исполнения законов и осуществления государственного управления в определённой сфере общественной жизни.
Признаки:
1) Это организация, которая образуется и финансируется государством, для решения государственных задач, действует от его имени
2) Орган осуществляет в пределах свой компетенции внешне властную деятельность (деятельность, направленную на неподчинённых ему организационно индивидуальных и коллективных субъектов)
3) Деятельность ОИВ носит подзаконный характер, так как эти органы руководствуются конституцией, федеральными законами, указами президента