Правовой статус правительства определяется Конституцией РФ и ФКЗ «О Правительстве РФ». В ст. 1 ФКЗ «О Правительстве» правительство определяется как высший исполнительный орган государственной власти РФ, возглавляющий единую систему исполнительной власти в стране. Правительство – коллегиальный орган исполнительной власти общей компетенции, который состоит из председателя пр-ва, его заместителей и фед. министров. Основные полномочия пр-ва можно разделить на два вида:
1. Общие полномочия:
— организует реализацию внутренней во внешней политики РФ;
— осуществляет управление в социально-экономической сфере;
— обеспечивает единство системы исполнительной сласти в РФ, направляет и контролирует деятельность её органов;
— формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
— реализует право законодательной инициативы и др.
2. Полномочия по рук-ву фед. органами исполнительной власти:
— распределяет функции между ФОИВ, находящимися в его ведении (социально-экономическая сфера управления);
— утверждает Положения об этих органах;
— устанавливает численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов;
— назначает на должность и освобождает от неё заместителей федеральных министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, находящихся в его ведении (служб, агентств) и их заместителей;
— вправе отменять акты ФОИВ, находящиеся в его ведении или приостанавливать действие этих актов.
Акты правительства РФ:
— Постановления – НПА, принимается по основным вопросам деятельности Правительства РФ;
— Распоряжение – правоприменительный акт, принимается по вопросам текущей деятельности Правительства РФ.
Вопрос 4:
В соответствии с указом президента РФ от 21 мая 2012 г. Называется о структуре фед органов исп. власти в РФ установлена трёхуровневая система фед органов исполнительной власти, в которую не входят президент и правительство РФ.
Система ФОИВ – избранная законодателем модель ФОИВ включает:
— Федеральные министерства – ФОИВ, осуществляющий функции по выработке гос политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Функции:
— выработка гос политики в установленной сфере деятельности;
— нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности (издание обязательных для исполнения правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.);
— Федеральные службы – ФОИВ, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, гос и общественной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью. Федеральные службы, деятельностью которых руководит Правительство РФ осуществляют контроль и надзор в установленной сфере деятельности за исполнением органами гос власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных НПА общеобязательных правил поведения (социально-экономическая сфера управления). Федеральные службы, деятельностью которых руководит Президент РФ осуществляют:
— специальные функции в области обороны, гос безопасности, защиты и охраны гос границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности (административно-политическая сфера управления);
— издают индивидуальные правовые акты;
— специальные функции в области обороны, гос безопасности, защиты и охраны гос границы РФ;
— Федеральные агентства – ФОИВ, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительным имуществом и правоприменительные функции. Его функции:
— по оказанию государственных услуг – это предоставление непосредственно федеральным агентством или через подведомственные ему учреждения и организации безвозмездно или по регулируемым ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях;
— управление государственным имуществом – это осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в т. ч. переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;
— правоприменительные функции, издание индивидуальных правовых актов