Учебник, который лежит у Вас перед глазами, предназначен для всех тех, кто интересуется проблемами современного бизнеса.
Мы попытались несколько отойти от традиционного подхода к изучению предпринимательства и посмотреть на бизнес глазами неэкономиста. Мы рассматриваем бизнес как важнейший элемент и субъект современной рыночной системы, определяющий ее устойчивость и направления развития.
В основе его изложения материала лежит концепция рационального бизнеса, определяемая как набор рутин и институциональных форм, обеспечивающих эффективное функционирование фирмы. Такой подход позволил нам осуществить синтез экономико-функционального, историко-правового и экономико-правового подходов к изучению проблем бизнеса.
Большое внимание мы стремились уделять модельному подходу к изучению страновых предпринимательских систем и институтов. Во многих главах акцент сделан на страновые особенности бизнеса. Мы стремились представить бизнес в контексте исторических и правовых условий, так как именно это позволяет посмотреть на предпринимательство как на живой, изменчивый процесс
Мы постарались специально обратить внимание читателя на особенности и противоречивый характер становления и развития предпринимательства в России. Внимательный читатель найдет в разных главах пособия развернутые характеристики предпринимательской культуры и основных правовых проблем, возникающих в процессе становления и функционирования бизнеса в России.
Авторы комплекса пытались осуществить сочетание теоретического концептуального подхода, основанного на модели современного западного рационального функционирования предпринимательства, со знакомством с практическими методами ведения современного бизнеса. Поэтому в основе методических приемов, нашедших отражение в содержании и структуре учебника, лежит максимальная ориентация на организацию самостоятельной работы студентов. Для этого в конце каждой главы приводятся вопросы для повторения, список дополнительной литературы, ссылки на интернет.
Мы попытались предложить Вам современный учебник, который можно использовать при разном уровне знакомства с бизнеса и при различном количестве часов, отведенном на изучение предпринимательства. Для этого весь материал учебника разбит на три блока. Первый блок (темы 1-3) посвящен общим институциональным основам функционирования современного бизнеса. Эти темы отражают начальный уровень знакомства с проблемами предпринимательства. Второй блок (темы 4-13) познакомит Вас с основными функциями современного процедурного бизнеса. Этот раздел является следующей более глубокой ступенью освоения материала. Третий блок (темы 14-16) показывает особенности предпринимательской деятельности в разных видах бизнеса и представляет собой самый углубленный и разносторонний уровень изучения курса. Благодаря такому делению, всегда есть возможность сокращения материала, объема занятий в зависимости от факультета и разбивки курса на самостоятельные небольшие спецкурсы. Кроме того, по всем трем блокам возможно создавать относительно самостоятельные бизнес-проекты в виде бизнес-идей или бизнес-предложений. Блочное деление дает свободу и преподавателю и студенту в выборе уровня глубины и последовательности изучения.
Для более эффективной работы по курсу к данному пособию прилагается Практикум и Хрестоматия, в которых собраны интересные методические материалы, способные значительно облегчить работу над курсом. Нам очень хочется надеяться, что предложенный Вам учебник «Введение в бизнес» поможет Вас получить комплексное представление о современном бизнесе и поможет в учебе и в будущей практической деятельности.
Раздел I Общие институциональные особенности функционирования современного бизнеса.
Глава 1 Логика и структура курса «Основы бизнеса»
Глава 2 Виды бизнеса. Малый бизнес.
Глава 3 Основные организационно-правовые формы бизнеса.
Гл.1 Логика и структура курса «Основы бизнеса»
Цели изучения
Изучив эту главу, вы сможете:
· Дать определение понятию бизнес и объяснить чем бизнес отличается от остальных видов экономической деятельности.
· Иметь представление об интуитивном и процедурном бизнесе, перечислить этапы развития процедурного бизнеса.
· Раскрыть содержание понятия «модель бизнеса» и показать роль моделирования в развитии современного регулярного предпринимательства.
· Определить содержание понятий «функциональная модель бизнеса» и «модель поведения предпринимателя».
· Объяснить понятие внешняя среда бизнеса и показать роль институтов и правовых норм в ее становлении и развитии.
· Рассказать о видах страновых моделей бизнеса и показать проблемы становления предпринимательства в России.
· Проводить элементарный «SWOT» анализ.
· Рассказать о задачах, содержании и направлениях юридического сопровождения бизнеса в российской экономике.
Логика и структура курса «Введение в бизнес».
Термин «бизнес» Имеет английское происхождение и в языке оригинала символизирует дело, деятельность, занятие. Однако, дать однозначное определение термину «бизнес» нельзя. В большинстве учебниках, написанных в разное время для различных стран, ему даются неодинаковые определения с разными существенными признаками. Английский профессор Алан Хоскинг в учебнике Курс предпринимательства определяет бизнес как «деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций»[1].
Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым»[2] В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений,
.