1. Прогнозирование как научная дисциплина. Ее место в системе наук.
2. Прогнозирование как метод научного познания.
3. Методы прогнозирования.
4. Виды моделей.
5. Виды и типы прогнозов.
6. Результаты прогнозов и требования к ним.
7. Модель “телефона доверия”.
8. Комплексная модель социальной защиты населения (в регионе).
9. Предвидение. Интуиция. Соотношение с прогнозированием.
10. Модель Центра социальной защиты (территориальный уровень).
11. Практическое задание: каковы организационные аспекты модели по созданию территориального Центра социального обслуживания?
12. Проблемы прогностических исследований в социальной сфере.
13. Методика прогнозирования.
14. Техника использования результатов прогнозов.
15. Проблематика прогнозных исследований. Их технология.
16. Организационные аспекты прогнозирования.
17. Проектирование в социальной работе.
18. Классификация социальных проектов.
19. Методологические аспекты прогнозирования и моделирования социальных процессов.
20. Социальное прогнозирование. Сущность прогнозных исследований.
21. Процесс прогнозирования. Методологические аспекты.
22. Основные задачи, логика анализа ситуации и разработка прогнозов в социальных процессах. Основные моменты прогнозирования.
23. Классификация методов исследования по признакам. Экстраполяция. Экспертная оценка.
24. Как выражаются результаты прогнозов. Принципы действия и условия надежности социального прогнозирования.
25. Техника использования результатов прогнозов. Основные недостатки процесса прогнозирования и факторы, предопределяющие их.
26. Виды, технологии и содержание прогнозов.
27. Сущность, виды и функции моделей и моделирования.
28. Цели моделирования. Требования к модели.
29. Оценка моделей. Структура моделей.
30. Особенности моделирования социальных процессов.
31. Модели демографических процессов и экологической безопасности.
32. Модель социальной адаптации вынужденных мигрантов, ее формы и уровни.
33. Системно-функциональный подход к моделированию, прогнозированию и принятию управленческого решения в сфере социальной деятельности.
34. Моделирование социальных процессов на региональном уровне.
35. Модель управленческого решения.
36. Технология подготовки и реализация социального проекта.
37. Теоретические основания социального проектирования.
38. Практическое значение современных социальных технологий в сфере прогнозирования, проектирования и моделирования.
Вопросы для самоконтроля
1. Социальное прогнозирование как научная дисциплина.
2. Становление понятия “ социальное прогнозирование”
3. Базовые категории предмета: “социальное прогнозирование”, “проектирование”.
4. Прогнозирование и проектирование, инновационные методы освоения социального пространства.
5. Назовите основные прогностические социальные теории отечественных ученых 20 века.
6. В чем преимущественное отличие зарубежных прогностических социальных концепций?
7. Какие функции призваны выполнять теоретические прогнозы?
8. В чем выражается специфика системного анализа социальной сферы?
9. Возможна ли модель социальной управленческой работы?
10. Какими будут духовные ценности общества в дальнесрочном прогнозном видении?
11. Какие из современных проблем нуждаются в системном анализе?
12. Каков характер взаимодействия социальной политики и социальной деятельности?
13. Каковы отличительные характеристики современной модели социального работника (менеджера)?
14. Модель современного лидера в социальной сфере: сходство и различие с моделью политического лидера.
15. Назовите основные признаки моделей социальной сферы.
16. Роль и функции моделей в социальном управлении.
17. Возможна ли модель духовно-нравственного развития личности?
18. В чем состоят основные функции моделей ?
19. Как Вы объяснили бы гносеологическую функцию моделей?
20. Назовите основной блок решаемых с помощью моделирования задач.
21. Как Вы себе представляете гармоничную модель социального развития?
22. Особенности математического моделирования социальных явлений и процессов.
23. Сетевое моделирование в практике СМИ.
24. Модель информационного обеспечения социальной защиты населения.
25. Использование метода математического моделирования для анализа и прогнозирования в сфере социальной деятельности.
26. Информационные технологии в социальном прогнозировании.
27. Использование ЭВМ в прогнозировании и моделировании как инновационная технология в преподавании дисциплины.
28. Математические методы в моделировании социальной работы.
29. Интернет и прогнозирование.
30. Новейшие информационные разработки в прогнозировании и моделировании
31. Назовите ситуации, когда прогнозные исследования помогут выявить социальные проблемы.
32. Определите круг социальных явлений, нуждающихся в долгосрочных прогнозах, и дайте свое обоснование.
33. Какие, по Вашему мнению, прогнозы наиболее предпочтительны в управлении (долгосрочные, кратко- или среднесрочные) и почему?
34. Назовите основные методики прогностических исследований.
35. В чем сущность метода экспериментальной оценки?
36. В каких случаях возможны конкурсы прогнозов. Их цель и предполагаемая результативность.
37. В чем сущность структурного анализа при прогнозных исследованиях социальной сферы?
38. Какова технология выбора основных факторов при моделировании социальных объектов?
Каково содержание модели опережающего развития?