Проект «Город-как-школа».

Одной из современных интерпретаций существующих систем профессиональной ориентации сегодня является проект «Город-как-школа».

Инициаторами модели «Город как школа» в США были Фред Кури и Рик Сафран, которые создали в 1972 г. государственную «альтернативную школу», взяв за основу идею программы Парквея «Школа без стен» (Филадельфия). По мнению американских педагогов, эта экспериментальная модель открытой школы или «школы без стен» является наиболее удачным, интересным и перспективным вариантом школы. Созданная первоначально в Нью-Йорке, сегодня она существует во многих городах США. Подростки, обучаясь в этой школе, проходят практику по индивидуальным учебным программам, работая в самых различных уголках города.

В США, не имеющих своих традиций в профессиональной ориентации, модель «Город как школа» является, с одной стороны, «шансом» покрыть данный пробел в системе образования, с другой стороны, в стране немало подростков и молодежи, покинувших и постоянно покидающих школу, что влечет за собой многие негативные последствия. Согласно американским социологическим опросам, в США ежедневно до 12 тысяч учащихся средней школы бросают её по различным причинам (семейные проблемы, финансовые трудности и т.п.). А этот отсев обходится стране в миллионы долларов в формах низкой производительности, недополученных налогов и высоких расходов на программы социального обеспечения и помощи безработным. Аналогичная ситуация существует и во многих других странах. Например, по свидетельству немецких специалистов, в школах ФРГ, особенно на старших ступенях обучения, 10-15% учащихся теряют мотивацию к учению и отсеиваются из школы. Только в Берлине ежегодно оставляют школу от трех до четырех тысяч учащихся.

Американская идея системы экспериментального обучения в «Городе как школе» получила своё дальнейшее развитие в берлинской концепции «Обучение на практике». Такая нетрадиционная форма обучения предназначена прежде всего для подростков и молодежи, оказавшихся по различным причинам отторгнутыми традиционной школой, потерявших всякую мотивацию к учебе и не имеющих возможности продолжать образование или работать.

В такой школе подростки становятся активными в выбранных ими самими реальных сферах деятельности, как правило, в ситуациях профессиональной жизни и создают в сотрудничестве с педагогами и практиками индивидуальную программу обучения, перерабатывая и обобщая полученные на практике знания со своими профессиональными, политическими, культурными и прочими познаниями.

Развитие мотиваций к получению знаний у учащихся этих школ стало возможным благодаря тому, что их перестали запирать в школьном здании, как в обычной школе, распределять по классам и предлагать им схоластические учебные программы, оторванные от действительной жизни.

Основная идея этой модели и состоит в замене абстрактной учебы в классных комнатах школы на практический опыт учащихся в реальных условиях. Содержание и методы обучения здесь больше ориентированы на практику, чем в обычной школе. Акцент делается на индивидуализированные учебные программы в условиях значительно расширенного выбора содержания образования. Обязательных учебных планов и программ для всех нет. Большое внимание уделяется методу проектного обучения в группах, социально-педагогическим проблемам. Учащиеся отправляются из школы на улицы, в город, чтобы принять непосредственное участие в общественной жизни, интегрироваться в различные городские организации с целью накопления опыта, который они потом будут анализировать в школе.

Овладение знаниями происходит через практическое участие, самостоятельную трудовую деятельность (а не через наблюдение за деятельностью других) в различных общественных организациях и социальных институтах города. Например, родной язык учащиеся изучают в редакциях газет, литературу – в книжных магазинах, математику – в вычислительных центрах, физику и химию – в лабораториях предприятий, историю – в музее, общественные науки – в политклубе, охрану природы – в лесничестве, психологию и педагогику – в детском саду, приготовление пищи – в ресторане и т.д. Они имеют возможность по собственному выбору работать и получать знания в радио-, кино- или телестудиях, фотоателье, аптеках и пр.

Места стажировок составляют «ресурсную сеть» и могут доходить до тысячи. К каждому учащемуся прикрепляется тьютор, который помогает учащемуся выбрать подходящие места стажировок, следит за тем, чтобы совокупность этих стажировок покрывала необходимый спектр учебных предметов и сфер производственной деятельности, следил за успешностью прохождения стажировок, организовывал групповое обсуждение результатов, помогал в выборе академических занятий, активно влиял на выбор окончательного пути.

Практика на одном предприятии или в одной организации продолжается, как правило, 6-8 недель (по 2-3- дня в неделю). После этого учащиеся меняют предприятие на организацию или наоборот. Помимо практической работы 1-2- раза в неделю учащиеся встречаются в школе в коммуникативных группах, созданных в рамках различных учебных курсов, где они обмениваются впечатлениями об опыте, полученном в процессе практики, обсуждают возникшие проблемы.

В школе возможна работа учащихся и над совместными проектами, организация путешествий или других мероприятий. Учащимся предоставляется возможность в дополнительных курсовых группах наверстывать упущенное или забытое по учебным предметам, а также работать в различных школьных мастерских, участвовать в театральных представлениях.

При организации учебно-воспитательного процесса на принципах практического обучения учитель теряет свою классическую функцию, превращаясь в советника, координатора практической деятельности учащихся. Он не контролирует, не опрашивает и не выставляет оценок за знания.

В целом пребывание учащихся в школе рассчитано на два года. За это время они могут решить, изберут ли в дальнейшем путь профессионального образования или будут добиваться дополнительного диплома об окончании какого-либо типа школы, либо продолжать повышать свою квалификацию.

В основу исходных теоретических положений концепции положены два взаимосвязанных принципа – «практическое обучение» в смысле образования через деятельность и «открытие школы» по отношению к окружающей действительности. При этом авторы считали, что важно не только установление связи школы с предприятиями и учреждениями, которые бы создали возможность для «практического обучения», но и обеспечение самостоятельной и целенаправленной деятельности учащихся через включение их в материальную, социальную и культурную жизнь, что приводило бы к повышению уровня квалификации, зрелости личности в результате сознательного участия в социальных процессах общества.

В концепции «Город как школа» отводится значительное внимание деятельности социальных работников и социальных педагогов. Считается, что социальной работой, не требующей особой подготовки, должны заниматься все учителя. Но кроме того, в школе обязательно должно быть два или три профессионально подготовленных социальных педагога. Последние должны помогать организации социальной групповой работы, проектной работы, в установлении связи с другими институтами, а также с родителями. Используя классические, а также новые методы социальной работы, социальные педагоги должны поддерживать учащихся в решении конкретных проблем (жилья, семейных конфликтов, финансового обеспечения и т.п.).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x