Кемеровский государственный университет
Социальная защита детства как открытая система существует в тесной взаимосвязи с другими системами и испытывает на себе их влияние. Поэтому при смене целевых установок в политической, экономической, международной и других системах изменяются цели и установки системы социальной защиты детства. Сейчас наступил такой момент, когда необходимо осуществить модернизацию социальной защиты населения в целом.
Процесс модернизации одной из ведущих отраслей нашего государства, к которым относится система социальной защиты населения, требует бережного отношения к традициям, культурному наследию, ценностям, и этот процесс необходимо осуществлять аккуратно, давая возможность каждому специалисту осознать его необходимость, принять его на личностном уровне. Именно на решение вопросов эволюционного изменения системы социальной защиты, достижения нового качества социального обслуживания и социальной защиты путем выработки и реализации нового подхода к организации, содержанию и методическому обеспечению социального обслуживания и защиты должна быть направлена инновационная деятельность. При этом речь не идет о революционных изменениях, которые должны потрясти всю систему социальной защиты населения. Напротив, инновационная деятельность означает построение такой последовательности шагов, в которой есть место эксперименту, отработке идей и технологий и их эволюционному распространению.
Но инновационная работа требует особой квалификации, навыков научной деятельности, а их приобретение – значительного времени и усилий. Недостаточный уровень научно-теоретических знаний, методологической и методической подготовки часто не позволяет специалистам успешно осуществлять инновационную деятельность.
Качество инновационной деятельности гарантируется должным уровнем образования специалистов, что выдвигает на первый план существующее несоответствие между фактическими образцами укомплектования социальными педагогами, специалистами по социальной работе, их компетентностью и требованиями профессиональных квалификаций.
Соотношение традиций и инноваций в деятельности социальных служб России, как проблема теории социальной работы, не может оставаться за пределами потребностей практики социального обслуживания населения.
Актуальность рассматриваемой проблемы значительно возрастает в современных условиях России, когда инновационная деятельность социальных служб, с одной стороны, вступает в противоречие с традициями и ценностями, сложившимися в советское время, с объективными потребностями семей, детей; с другой стороны, ведет к созданию предпосылок для образования новых нетрадиционных компонентов, порождает инновационные способы профессиональной деятельности.
Инновационность как характеристика современного учреждения социальной защиты детства предполагает создание условий для творчества, вариативность в отборе содержания, форм и методов воспитания и управления процессом перевода инноваций в профессиональную культуру.
Понятие «инновация» можно определить как сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике, формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере. В теории и при анализе практики социального обслуживания и социальной защиты можно выделить несколько инноваций по направлению деятельности, при рассмотрении которых становится явным разнообразие направлений инноваций.
Инновации историко-культурной направленности могут успешно решить целый ряд социально-культурных проблем: восстановление и развитие культурно-исторической среды обитания, ценностей и традиций, воспитание молодежи на основе непосредственного контакта с историей и культурой, творческое освоение исторического и культурного опыта. Смысл оздоровительных инноваций заключается в том, чтобы предоставить человеку дополнительные условия для достижения физического и психического благополучия, обеспечить широкий выбор программ физкультурно-оздоровительной ориентации, сформировать навыки самостоятельного обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.
Проблемное поле социально-психологической культуры включает в себя: социально-психологическую неадаптированность, рост межэтнической напряженности, взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий.
В качестве ресурсов развития художественной культуры необходимо учитывать имеющийся потенциал профессионального искусства и народного творчества, внеклубные формы самодеятельности, предусматривать участие неорганизованной самодеятельности.
Профессиональная направленность может решать различные задачи, например, такие как образовательные и профориентационные. Процесс обучения в рамках таких инноваций должен по возможности дополнять и компенсировать издержки школьного образования, охватывая все сферы человеческой жизнедеятельности: труд, отдых, семью, профессию.
Инновации в сфере политической культуры могут быть направлены на активизацию общественно-политической жизни и повышение уровня компетентности детей в социально-политических вопросах. Это информационно просветительская деятельность, что предполагает изучение политических идей, обсуждение актуальных проблем общественно-политической жизни.
В пространстве учреждений социальной защиты детства инновационными показателями можно считать наличие одного или нескольких следующих направлений:
— Тесный контакт с вузами, организация кафедр;
— Инновационные методики, развивающие обучение;
— Компьютерные навыки и знания;
— Собственные оригинальные методы обучения и воспитания;
— Концепция возрождения традиций, национальной культуры;
— Художественное, музыкальное, эстетическое воспитание;
— Валеологическое просвещение.
Как видно, огромное место в картине инновационного движения занимают явления, которые связаны с перестройкой или модификацией усовершенствования отдельных сторон и свойств системы и не изменяют основ современной организации социальной защиты детства в целом.
Проблема соотношения традиций и инноваций в деятельности учреждений социальной защиты населения имеет несколько аспектов. Прежде всего, отметим два подхода к исследованию этой проблемы.
Во-первых, исторический, когда становление и развитие системы социальной защиты рассматривается как процесс и результат многовековой деятельности народа, государства, церкви.
Во-вторых, системный, когда система социальной защиты рассматривается, прежде всего, как неотъемлемая сторона развития современной цивилизации, современных социальных технологий, как компонент современного общества в целом, государственной системы социальной безопасности. Традиционность является сильной стороной деятельности учреждений социальной защиты населения и специалистов. А инновации связаны с многообразием потребностей семей, детей и отвечают за развитие. Но при внедрении новых идей всегда имеется доля риска. Творчество, инновации и риск не разделимы, поэтому важно внедрять инновации постепенно. Не следует забывать, что инновации имеют отсроченные во времени результаты, на результативность и эффективность инноваций влияют многообразные факторы, среди которых не последнюю роль играет субъективный – личные качества, подготовленность социального педагога и специалиста по социальной работе.