Наряду со стратегическим современным направлением планирования является бизнес-планирование.
Бизнес-план – это пакет документов, определяющий цели фирмы, пути их достижения и конечный результат её усилий.
С помощью бизнес-плана фирма показывает своим работникам и инвесторам целостность предполагаемого курса и целесообразность вложения денег. Период времени, на который разрабатывается бизнес-план, может быть самым разным. Наиболее приемлем в России период 2-3 года, который в основном зависит от специфики бизнеса и товара. Первый год представляется детальной помесячной проработкой, второй – поквартально и прогнозы на третий год. Опыт российского бизнеса показывает, что слишком продолжительный период бизнес-планирования приводит к некорректному результату.
Успех бизнес-планирования во многом зависит от квалификации людей составляющих бизнес-планы и реализующих их.
Финансирование проекта, на который составляется бизнес-план, осуществляется из двух источников: собственные (прибыль и амортизация) и привлеченные средства (кредиты и долевое участие в производстве или капитале). Соотношение между ними 70:30 считается оптимальным.
Прежде, чем приступать непосредственно к составлению бизнес-плана, необходимо произвести бизнес-анализ основных аспектов деятельности фирмы: внешней среды, маркетинга, финансового состояния, производственных проблем.
1) Анализируя внешнюю среду, необходимо обратить внимание на перспективы отрасли, долю рынка, конкуренцию, потребителей, общее состояние экономики, экологию, законодательство. Необходимо выявить общие тенденции развития внешней среды спроецировать её влияние на фирму.
2) Маркетинг как способ выявления использования потребностей общества в коммерческих целях — анализируется товарная политика, ценообразование, сбыт, продвижение товара.
3) Финансовое состояние анализируется во внешней и внутренней плоскостях. Внешний анализ включает: анализ интенсивности использования финансированного и оборотного капитала; анализ ликвидности, платёжеспособности, прибыльности и рентабельности. Внутренний анализ по этим же направлениям обеспечивает менеджера всесторонней информацией для принятия решений, давая более близкую к реальности картину финансового состояния фирмы, определяются коэффициенты внутрифирменной прибыльности капитала.
4) Производственные проблемы. Они возникают у тех предприятий, связанных с материальным производством. Важно проанализировать структуру текущих затрат. Выявив статьи себестоимости с наибольшими затратами, следует анализировать их по элементам, вырабатывая приемлемые пути их сокращения.
Подлежит анализу также производственная структура предприятия, уровень загрузки оборудования, степень его обновления, темпы роста производительности труда, системы контроля качества продукции и т.п.
Выявленные недостатки подлежат устранению. Для этого разрабатывается организационно-технологические мероприятия, для практической реализации которых должны быть предусмотрены достаточные суммы финансовых средств. По завершению глубокого анализа всех сторон деятельности предприятия руководство должно сформулировать краткосрочные и долгосрочные цели предприятия, которые должны быть сбалансированы.
Бизнес-план по сложившейся практике включает 4 раздела: возможности, товары и услуги, рынки, финансовый проект.
1 раздел — «Возможности».
Основная цель – в общих чертах доказать потенциальному инвестору, что в проект следует вложить средства. Содержит краткое описание технологии, свойств и новизны товаров, возможные рынки сбыта и их ёмкость. Кроме того, аргументируется имеющуюся степень риска. Этот раздел готовится на основании всех других разделов плана и только тогда, когда их разработка закончена.
Данный раздел представляет резюме бизнес–плана, которое должно произвести должное впечатление на инвестора.
2 раздел – «Товары и услуги».
Указываются преимущества товара (услуги) по сравнению с аналогами у конкурента, а также основные технико-экономические характеристики, назначение и цена планируемой продукции. Кроме того, необходимо предусмотреть пути совершенствования модификации товара. Если товар находится на стадии разработки — риск инвестора будет выше. Также необходим акцент на основном конкурентном преимуществе.
3 раздел — «Рынки».
Конечная цель — определение объёма продаж на ближайший период и на перспективу. В этом разделе необходимо отразить:
- сегмент рынка по каждому виду и модификации товара;
- тенденции изменения и ёмкость рынка;
- конкурентов, их долю рынка и возможности расширения собственной доли;
- маркетинговую стратегию;
- мероприятия по выводу на рынок, сопровождению и сбыту товара.
4 раздел — «Финансовый проект».
Финансовый проект разрабатывается на 3-5 лет и включает:
- объём продаж и общая прибыль;
- соотношение доходов и расходов, издержки;
- объём, источники и сроки погашения инвестиций;
- использование собственных и заёмных средств;
- сроки окупаемости вложений и начала выплаты дивидендов и др.
Структура финансового плана: план доходов, план расходов, баланс первого года (помесячно), баланс второго года (поквартально), баланс третьего (в целом за год). На последующие годы приводятся общие данные о доходах и расходах в соответствующем плане.
Бизнес–план необходим для привлечения капитала с целью дальнейшего развития, для создания новой фирмы, для изменения стратегии развития (реконструкция, переформирование). В любом случае – это привлечение дополнительного капитала, поэтому важно указать надёжные шансы возврата денег инвестору. Для этого обозначается собственный надёжный рынок сбыта, а также необходимо внушить доверие к команде и обосновать требуемое количество денег для осуществления проекта.
Таким образом, планирование является первым этапом процесса управления деятельностью организации, который требует большого управленческого искусства и знаний и от которого во многом зависит эффективность процесса управления в целом.