В процессе развития менеджмента были сформированы следующие концепции управления организацией: управление по результатам, управление по отклонениям, управление по целям, стратегическое управление.
Суть управления по отклонениям состоит в том, что все цели, стоящие перед организацией и ее подразделениями формализуются в систему нормативов, отклонения от которых, выявленные в результате контроля, служат основой принятия управленческих решений. Руководитель включается в деятельность только в наиболее серьезных случаях, положившись в остальных на опыт и способности исполнителей.
Стратегическое управление на основе предвидения изменений исходит не из существующих условий, а из тех, которые могут сложиться в будущем и чьи признаки в данный момент отсутствуют. Основой управления является прогноз грядущей ситуации и обеспечение на этой основе выживаемости организации в длительной перспективе (разработка стратегической миссии).
Ввиду более широкого распространения, рассмотрим управление по целям (англ. Management by objectives).
Управление по целям (УПЦ) можно определить как процесс совместного определения членами организации целей для каждой должности и координации усилий по их достижению. В соответствии с целями высшего уровня работники совместно со своим руководителем устанавливают те конкретные результаты, которые они планируют достичь за конкретный промежуток времени. Хотя работникам предоставлена некоторая степень свободы в разработке планов достижения поставленных целей, эти планы также обсуждаются с руководителем с точки зрения их желательности, выполнимости и обоснованности. Руководитель регулярно анализирует успехи каждого работника в достижении поставленных целей. В конце планового периода произ-водится окончательный анализ, в ходе которого полученные результаты соотносятся с намеченными целями. Затем устанавливаются новые цели на следующий период.
Питер Драккер считается родоначальником этого подхода как пути осуществления целевого планирования во всей организации. УПЦ основано на той предпосылке, что, чем яснее понимается цель, тем больше вероятность ее достижения, а прогресс можно измерить только по отношению к поставленной цели.
УПЦ дает положительные результаты в следующих областях:
1. Постановка цели:
а) постановка конкретных целей приводит к более высокому уровню исполнения по сравнению с призывом сделать все возможное;
б) чем выше предполагаемый уровень достижения целей, тем выше уровень исполнения;
в) установление приоритетов целей помогает создать благоприятное отношение к УПЦ.
2. Знание результатов (обратная связь):
а) установление ясных целей и проведение частых обзоров хода работы всегда связаны с положительными результатами;
б) обратная связь улучшает исполнение при условии постановки целей, с которыми сравниваются ре¬зультаты.
3. Участие в управлении.
Установленные цели служат стандартами, по отношению к которым менеджеры могут периодически оценивать результаты своей работы. Если цели оказываются не достигнутыми, то проводится анализ причин срыва с целью выработки корректирующих мероприятий или для того, чтобы избежать таких ошибок в будущем.
Использо¬вание УПЦ дает много преимуществ:
1. Повышается эффективность управления.
2. Совершенствуется планирование.
3. Эффективнее контроль. УПЦ способствует самоконтролю.
4. Улучшаются взаимоотношения между подчиненными и руководителями: снижается потребность в строгом контроле; подчиненные участвуют в процессе планирования, др.
5. Расширяются возможности подготовки руководителей.
6. Обеспечиваются стандарты и критерии для оценки исполнения.
7. Облегчается делегирование.
Слабые стороны УПЦ:
1. Недостаток поддержки высшего руководства.
2. Чрезмерное внимание к количественным целям и показателям.
УПЦ может быть эффективной программой, которая дает преимущества, связанные с постановкой целей, только если оно серьезно внедрено на предприятии.