К началу 2009 года объем кредитов, выданных малому и среднему бизнесу Сбербанком России на территории Кемеровской области, составил более 9,7 миллиарда рублей. Таким образом, за минувший год этот показатель вырос на 28%. В банке говорят, что не собираются останавливаться на достигнутом. Малый бизнес — самая большая по количеству, разнообразная по составу и обладающая наиболее высоким потенциалом роста клиентская категория Сбербанка. Расчетно-кассовыми услугами и кредитами в Кемеровском отделении банка пользуются свыше четырех тысяч клиентов – представителей малого бизнеса.
В прошлом году была утверждена «Стратегия развития Сбербанка России до 2014 года». Она, среди прочего, предполагает дифференциацию модели работы банка и продуктового предложения по трем ключевым сегментам: крупным, средним и малым предприятиям. Также должна меняться модель отношений с клиентами: вводится функция клиентского менеджера, с которым непосредственно будут взаимодействовать клиенты, решая те или иные вопросы. Усиливается роль IT-технологий, в частности, для предоставления малым предприятиям услуг через удаленные каналы обслуживания. В рамках этих преобразований, например, создаются специализированные Центры развития малого бизнеса, где клиентам предлагается комплексное обслуживание: весь спектр банковских услуг и необходимая консультационная поддержка. Первый подобный Центр в Кузбассе недавно был открыт в городе Кемерово. Сберегательный банк постоянно изучает потребности предприятий малого бизнеса и предлагает новые продукты, которые позволяют не только держаться «на плаву», но и развиваться.
В конце февраля Сибирский банк Сбербанка России запустил новые пакеты услуг со скидками для юридических лиц, кредитуемых банком. «Новые виды услуг предназначены для всех клиентов, — говорит директор управления корпоративных клиентов Сибирского банка Сбербанка России Евгений Лобов, — но мы понимаем, что большинство из них — это малый бизнес». В частности, Сбербанк предлагает пакеты услуг: «Бизнес-старт» (предполагает предоставление скидки на открытие счета новым клиентам банка); «Бизнес-10», «Бизнес-20» и «Бизнес-30» (соответствующий объем скидок предоставляется на наиболее востребованные услуги банка); «Бизнес-корпорация» и «Бизнеспартнер» (предоставление скидок экономически или юридически связанным корпоративным клиентам).
С 1 марта текущего года Сибирский банк Сбербанка России установил единые процентные ставки по операциям кредитования. Теперь представители малого бизнеса смогут получить беззалоговый кредит по процентной ставке 20% годовых, а при оформлении имущественного обеспечения процентная ставка составит 18% годовых (без учета дополнительных комиссионных сборов).
Кроме того, в течение 2009 года Сбербанк планирует введение новых целевых кредитных продуктов для субъектов малого предпринимательства. Это — кредит «Бизнесавто» сроком до 5 лет на развитие бизнеса, связанного с транспортом и грузоперевозками. И кредит на срок до 10 лет на выкуп объектов недвижимости. Данный продукт будет интересен в первую очередь тем предпринимателям, кто выкупает объекты недвижимости по федеральному закону № 159 (выкуп госимущества арендаторами).
Заметим, что сегодня Сбербанк России начал строже подходить к отбору проектов для финансирования, а также стал проводить более углубленный и взвешенный анализ деятельности заемщика. При этом банк продолжает финансировать долгосрочные проекты клиентов и покрывать их текущие потребности в оборотных средствах.
За прошлый год объем кредитов, выданных представителям малого и среднего бизнеса Сбербанком в Кузбассе, увеличился почти на треть, превысив на 1 января 2009 года 9,7 миллиарда рублей. Соответственно, удельный вес таких кредитов в кредитном портфеле Кемеровского отделения банка вырос за 2008 год с 33,9 % до 36,6%. В целом по Сибирскому банку Сбербанка России эта цифра на начало текущего года составила порядка 33%. «Мы не намерены останавливаться на достигнутых показателях, — заявляет заместитель председателя Правления Сибирского банка Сбербанка России ОАО Татьяна Черникова. — На 2009 год планируем увеличить как объемы кредитования малого и среднего бизнеса, так и удельный вес кредитов данной категории клиентов в общем кредитном портфеле. И наши планы основываются, прежде всего, на расширении и стандартизации перечня услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства». Сбербанк России постоянно совершенствует свою работу в интересах предпринимателей, повышает качество обслуживания, внедряет современные банковские продукты и услуги. И в этом вопросе для банка чрезвычайно важна обратная связь с клиентами. Именно такой механизм работы позволяет формировать более эффективные и взаимовыгодные банковские инструменты, которые необходимы для развития малого и среднего бизнеса.