Бюджетная система Российской Федерации

1.        агент фискальный (налоговый) – лицо, на которое по закону возложена обязанность рассчитывать, удерживать и перечислять налоги в бюджет

2.        адвалорные пошлины – таможенные пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации. В РФ размер таких пошлин устанавливается правительством, пошлины вносятся в федеральный бюджет.

3.        акцизы – косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции), фактически уплачиваемые потребителями товаров (продукции).

4.        ассигнования – целевые денежные средства, выделенные из государственных или других источников на определенные нужды или конкретным организациям, лицам

5.        баланс финансовых ресурсов – совокупность финансовых ресурсов, мобилизуемых на территории России в целом или конкретном регионе, определяемая в ходе составления соответствующего бюджета

6.        бюджет — 1) форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; 2) система финансовых взаимосвязей, посредством которой осуществляется распределение и перераспределение части национального дохода, обеспечивающие соответствие экономических и социальных интересов общества и его граждан в процессе реализации государством и органами местного самоуправления своих функциональных обязанностей

7.        бюджет автоматический — бюджет, возобновляемый на новый бюджетный год в неизменном объеме истекшего года; принимается исполнительным органом власти при неутверждении в установленные сроки нового бюджета (как правило, в объеме фактических доходов и расходов бюджета в последнем квартале истекшего года).

8.        бюджет муниципального образования — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

9.        бюджет развития — составная часть федерального бюджета, формируемая в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемая для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.

10.    бюджет субъекта Федерации — Фонд денежных средств правительства субъекта Федерации, его финансовый план на текущий год.

11.    бюджет текущих расходов – расходы бюджета, обеспечивающие текущие потребности соответствующих организаций, финансируемых из бюджета того или иного уровня

12.    бюджет федеральный — основной финансовый план правительства федеративного государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Основной фонд денежных средств федерального правительства

13.    бюджетная классификация РФ — группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ

14.    бюджетная роспись — документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ

15.    бюджетная система РФ — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов

16.    бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года

17.    бюджетное планирование – централизованное распределение и перераспределение валового общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системе на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня

18.    бюджетное право — совокупность правовых норм, определяющих бюджетное устройство страны и регулирующих общественные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, которые сосредотачиваются в различных звеньях бюджетной системы.

19.    бюджетное регулирование – процесс распределения доходов и перераспределения средств меду бюджетами разного уровня в целях выравнивания до минимального необходимого уровня доходной базы бюджетов, направляемых на экономическое и социальное развитие территорий

20.    бюджетное устройство – организация и принципы построения бюджетной системы, функционирующей в соответствии с бюджетным законодательством

21.    бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

22.    бюджетные ассигнования — бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств

23.    бюджетные соглашения — соглашения по вопросам межбюджетных отношений, распределению налоговых полномочий, установлению нормативов зачисления федеральных налогов в бюджет субъекта Федерации, формированию отдельных категорий неналоговых доходов субъектов Федерации, заключаемые между Правительством РФ и администрациями субъектов РФ.

24.    бюджетный год — время действия утвержденного бюджета. В современной России совпадает с календарным годом.

25.    бюджетный контроль — органическая составная часть государственного финансового контроля, посредством которой в процессе составления проекта бюджета, его рассмотрения, утверждения, исполнения составления отчета об исполнении проверяется образование, распределение и использование бюджетных средств

26.    бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юр.лицам на возвратной и возмездной основах

27.    бюджетные полномочия – совокупность прав и обязанностей участников бюджетного процесса

28.    бюджетный процесс — определенная законами деятельность органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета на очередной год.

29.    бюджетный федерализм – принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета сочетать интересы федерации с интересами ее субъектов и органов местного самоуправления

30.           бюджетополучатель – распорядитель бюджетных ассигнований, непосредственно осуществляющий расчеты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги

31.    Валовой внутренний продукт (ВВП) – один из обобщающих макроэкономических показателей, выражает исчисленную в рыночных ценах совокупную стоимость конечного продукта, созданного в течение года внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам.

32.    ведомственная классификация расходов — группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств

33.    внешний долг — обязательства, возникающие в иностранной валюте

34.    Внешний долг государственный – заимствования, привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций), по которым возникают государственные финансовые обязательства.

35.    внутренний долг – 1) обязательства, возникающие в валюте РФ; 2) задолженность государства своим предприятиям, организациям и населению, возникшая в результате привлечения их средств для выполнения государственных программ, эмиссии государственных ценных бумаг и наличия вкладов населения в государственных банках

36.    главная книга казначейства, в которой Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета

37.    главный распорядитель средств бюджета – орган государственной власти РФ, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления или иной прямой получатель средств бюджета, определенный соответствующим законом о бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования по направлениям, установленным этим законом, по распорядителям и получателям средств бюджета, находящимся в его ведении.

38.    государственный внебюджетный фонд — форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ

39.    государственный минимальный социальный стандарт – установленный законодательством РФ минимальный уровень гарантии социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека

40.    дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами

41.    дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов

42.    доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления

43.    доходы государственные – объем доходов по источникам, которыми располагают органы государственной власти и управления страны для реализации функций государства. В РФ включают: доходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, доходы государственных предприятий и организаций, доходы, полученные от операций на финансовом рынке. В это понятие не входят доходы частных предприятий, населения, доходы бюджетов местного самоуправления.

44.    доходы местных бюджетов – собственные доходы, поступления от регулирующих доходов, а также финансовая помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

45.    доходы неналоговые — доходы, перечисляемые в бюджет, не связанные с налогами. В соответствии с бюджетной классификацией РФ к неналоговым доходам относят:

— доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций

— доходы от продажи земли и нематериальных активов

— поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников

— административные платежи и сборы, штрафные санкции, возмещение ущерба

46.    единство кассы – принцип, на основе которого исполняются бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, предусматривающий создание единого счета ФК на всех уровнях исполнения федерального бюджета и зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на этот счет, а также осуществление всех предусмотренных расходов с этого счета

47.    защищенные статьи расходов бюджета – установленный при утверждении бюджета соответствующего уровня перечень статей расходов, не подлежащих секвестированию

48.    инвестиции государственные – в РФ вложения в развитие отраслей экономики страны, субъектов РФ, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и других государственных источников.

49.    индексация – способ сохранения реальной величины денежных требований и доходов в период инфляции.

50.    исполнение бюджета – процесс получения доходов и осуществление расходов, предусмотренных статьями утвержденного в стране бюджета

51.    исполнение бюджета кассовое — организация получения денежных средств в бюджет и выдачи бюджетных средств, учет наличия бюджетных средств в процессе исполнения бюджета.

52.    казначейская система – в РФ система исполнения бюджета, при которой на органы ФК возлагается обязанность вести счета организаций в части использования ими средств федерального бюджета, принимать, хранить и выдавать бюджетные средства. В то же время разработаны правила взаимодействия органов федерального казначейства и налоговых органов в вопросах исполнения федерального бюджета по доходам.

53.    казначейские обязательства – государственные ценные бумаги. В РФ могут приниматься в качестве платы за реализованные товары и предоставленные услуги без ограничения, быть предметом залога, могут обмениваться на налоговые освобождения, выдаваемые Министерством финансов РФ в сроки, оговоренные в глобальном сертификате.

54.    казначейство – особый государственный финансовый орган, занимающийся операциями по кассовому исполнению государственного бюджета, к которым относится сбор налогов, пошлин и др.

55.    классификация доходов бюджетов Российской Федерации — группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы

56.    классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ — группировка заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов

57.    консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории

58.    межбюджетные отношения – взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам распределения регулирующих доходов, перераспределения средств между бюджетами

59.    местные налоги и сборы – налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований.

60.    местные финансы – совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения, они включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства.

61.    минимальный бюджет – расчетный объем доходов консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, покрывающих гарантируемые вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы

62.    минимальная бюджетная обеспеченность — минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов

63.    минимальные государственные социальные стандарты — государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ

64.    муниципальная собственность – средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и иные финансово-кредитные организации, муниципальный жилой фонд и нежилые помещения, другое движимое и недвижимое имущество.

65.    налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

66.    налоговая амнистия – освобождение налогоплательщика от ответственности в случае добровольной уплаты им в течение определенного сока налога или обязательного платежа, не уплаченного вследствие сокрытия объекта налогообложения или иного налогового нарушения

67.           налоговая база – стоимостная, физическая или иная харак-ка объекта налогообложения.

68.    налоговая политика – система мероприятий, проводимых государством в области налогов; составная часть финансовой политики

69.    налоговая система – совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля

70.    налоговая ставка – величина налога на единицу обложения: денежную единицу дохода, единицу земельной площади, измерения товара и т.д.

71.    налоговое регулирование – совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет понижения или повышения общего уровня налогообложения: ставки прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыли предприятий, косвенных налогов; введенная система ускоренной амортизации капитала и т.д.

72.    налоговые доходы – обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета

73.    налоговые льготы – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований, в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом РФ и (или) иным актом налогового законодательства, возможности уплачивать налог в меньшем размере по сравнению с суммой налога, подлежащей уплате другими налогоплательщиками.

74.    налоговые платежи – совокупность налогов, сборов и других установленных законом платежей, уплачиваемых налогоплательщиком

75.    налоговый контроль – система учета и отчетности, проверки налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению, налоговой проверке (ревизии)

76.    налоговый потенциал — совокупность объектов налогообложения в рамках действующей налоговой системы, расположенных на территории данного субъекта федерации (муниципального образования).

77.    норматив минимальной бюджетной обеспеченности — расчетный показатель минимально необходимой потребности в бюджетных средствах на одного жителя по текущим расходам

78.    оборотная кассовая наличность – установленная при утверждении бюджета соответствующего уровня сумма резерва, предназначенная для покрытия временных кассовых разрывов, подлежащая восстановлению к началу нового года

79.    платежи обязательные – 1) поступления денежных средств от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и в государственные внебюджетные фонды; 2) уплата сборов пошлин и других платежей, установленных законодательством.

80.           принципы бюджетной системы РФ — единство бюджетной системы РФ; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств

81.    принципы налогообложения – всеобщность, стабильность, равнонапряженность, обязательность, социальная справедливость

82.    профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами

83.    расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления

84.    региональные налоги и сборы – обязательные и безвозмездные взносы в бюджет соответствующих субъектов РФ, устанавливаемые законами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

85.    регулирующие доходы бюджетов — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе по разным видам таких доходов

86.    реструктуризация внешнего долга – продление сроков погашения внешнего долга и выплаты по нему процентов

87.    реструктуризация фискальной задолженности – определение суммарной задолженности в бюджет и сроков ее погашения, контроль и соблюдение в этот период обязательных сроков уплаты текущих платежей в бюджеты и внебюджетные фонды

88.    роспись бюджета – составляемый в процессе исполнения бюджета документ о поквартальном распределении доходов и расходов соответствующего бюджета по подразделениям бюджетной классификации и бюджетополучателям

89.    секвестр – пропорциональное сокращение расходов бюджета за исключением защищенных статей, проводимое в случае превышения предельного размера дефицита бюджет в течение времени, оставшегося до конца текущего года

90.    смета бюджетного учреждения – в РФ вид финансового плана, основа для определения величины расходов, финансируемых из бюджета.

91.    сметное финансирование – в РФ система предоставления средств бюджета для обеспечения расходов организаций и учреждений в основном сферы нематериального производства в пределах сметы.

92.    собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами

93.    социальные нормы – показатели необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении

94.    субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов

95.    субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов

96.    территориальные бюджеты – совокупность бюджетов субъектов РФ, районов, городов, поселков, сельских поселений

97.    трансферт – в бюджетной сфере означает перевод средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда финансовой поддержки регионов, в котором доля каждого субъекта РФ нуждающегося в финансовой помощи устанавливается расчетным путем. Под ним понимаются практически любые платежи, перераспределяемые на федеральном уровне.

98.    трансфертные платежи – форма перераспределения части мобилизованных в доходы государственных денежных средств денежные выплаты из государственного бюджета бюджетных средств предпринимательским организациям, перераспределение в пользу нуждающихся граждан.

99.    федерализм налоговый – законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей

100.федеральные налоги и сборы – обязательные и безвозмездные взносы, которые полностью или частично зачисляются в федеральный бюджет или федеральные внебюджетные фонды и являются источниками доходов федерального бюджета

101.    финансирование бюджетное — система предоставления денежных средств из бюджета юридическим лицам для безвозвратного использования на текущее содержание и развитие.

102.финансирование дефицитное – способ регулирования экономики путем преднамеренного превышения государственных расходов над доходами, следствием чего является бюджетный дефицит

103.финансовое выравнивание — форма ликвидации (сглаживания) горизонтального финансового дисбаланса в системе бюджетного федерализма как в федеративных, так и в унитарных государствах.

104.финансы государства – экономические денежные отношения, возникающие в результате движения денег. На основе этих отношений в государстве существуют денежные потоки и функционируют денежные фонды.

105.функциональная классификация расходов бюджетов РФ — группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства

106.экономическая классификация расходов бюджетов РФ — группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x