Организация системы Б. надзора в РФ

Система БН в РФ возникла только в нач. 90-х, т.к. БС была одноуровневой. Согласно ФЗ «О ЦБ»  БР явл. органом Б. регулирования и надзора и осущ-ет пост. надзор за соблюдением КО-ми и Б. группами зак-ва, НПА, обязат. нормативов. Гл. цели БР и БН– поддержание стабильности БС и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Задачи БН: создание и запуск сист. страх. вкладов и отбор банков для этой системы, укрепление БН, его оптимизация, создание усл-й и инфр-ры для развития Б. сектора, внедрение оптимизации работы с персоналом. Реализация этих целей осущ-ся след. образом: 1. ЦБ разраб-ет инструкции, указания, положения по всем аспектам деят-ти комбанков 2. доводит до банков компьютер-е программы, в кот. задаются форматы отчетности 3. по всей РФ размещ-ся ТУ ЦБ и РКЦ. В них каждому КБ прикреплен куратор. Во всех ТУ сущ-ют контрольно-ревиз. подразд. (КРУ), кот. проводят ревизию КБ. Они отслеживают правильность составления и соблюдения сроков отч-сти. Основ. Элементы банк. Контроля: 1. лиценз надзор 2. разр-ка пруденц норм и треб-й 3. текущ. Банк надзор (дистанц и инспекц) 4. надзор за проблем банками. 2 департамента: 1) депар-т лиценз-я и фин оздор-я КО 2) депар-т банк регул-я и надзора. Их задача – обесп-ть ТУ нормат и методол базой, программ ср-ми, обучать раб-в, пост-но разв-ть и совер-ть надзор деят-ть. Упр-е по надзору вкл-т 4 отдела : отдел лиценз-я КБ; отдел по сбору и обработке бух и статич инф; отдел эконом анализа и регул-я деят банков; отдел санации. Отдел лиценз-я провер-т учред док-ты – не могут быть исполь-ны для формир-я УК ср-ва фед бюджета, внебюджет фондов, привлеч банком ден ср-ва клиентов; норматив неденеж части УК не должен превыш-ть 20% в первые 2 года работы банка и 10% — в последующем. След. Этап – разраб-ка пруденц норм – проверка обяз нормативов – на основании месячных балансов. Осн. Причины несоблюд-я устан знач-й нормативов – высокорисковая кредит политика, несбалансир-ть ресурсов и влож-й по срокам привлеч-я и погаш-я. Если КО не выпол-т обяз нормативы, примен-т меры воздей-я – от налож-я штрафа до огрна-я выпол-х ф-ий. Также ТУ проводят темат и комплекс инспекц проверки КО и их филиалов на местах – они дают возмож-ть получить более точное предст-е о реальном финанс положении банков. По рез-м проверки сост-т акт, где отр-т все нару-я и недостатки. Акт передается и банку. Чтобы банк надзор был успешнее и зфф-е – нужно обесп-ть более тесную связь м/у дистанц и инспекц надзором. Дистанц надзор – постоянный и непрерывный, а инспекц – периодич. Дистанц рашает более общие задачи фин оценки банка, а инспекц – факт полож-е дел в банке путем проверки достоверности вед-я учета и документации опер-й. Недостатки БН: 1. ЦБ затягивает принятие решения 2. при неблагоприятных ситуациях ограничивает себя формальными мерами 3. недостаточно проработана пруденциальная нормативная база 4. нет действенных методик оценки и анализа рисков и кач-ва управления Б-ом. Т.о. надзор должен совершенствоваться по след. направлениям: 1. развитие внутрибанковского контроля: — оценка рисков и управление ими — разрешение конфликтов интересов — охрана банк. им-ва — соблюдение правильности БУ и отч-сти и взаимоувязанность с внешними аудиторами и огранами контроля и надзора. — изменение системы отч-сти (МСФО). 2. введение института банковского куратора: — куратор закрепляется за КБ и наблюдает за его деятельностью изнутри.  Это постоянный контроль, в отл. от дистанционного и инспекционного. Это позволяет перейти от формализованной оценки. 3. введение качественной, а не формальной оценки: — самая актуальная задача.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x