Платежная сист. РФ и роль ЦБ в ее организации и Вся система расчетов может быть разделена на: нал. и безнал. (в разв. стр. безнал. платежи сост. 90-95% всех расчетов, в России 60-65%). Платежная сист. – комплекс орг-ций и учреждений, а также набор инструментов и процедур, исп-х для передачи ден. ср-в м/у физ. и юр. лицами. Элементы: 1. участники: БР (собствен. расч-плат. Система и РКЦ – 59%), КБ (платежи ЛОРА-НОСТРА – 9%), клиринговые центры (зачет взаимных требований – 0,2%), МФО (31,7%) 2. инструменты: ПП (› 80%), ПТ, чеки, аккредитивы, платежные карты. 3. механизм прохождения платежа представлен тем или иным инструментом. 2П «О безнал. расчетах». Каждая сист. взаимод. др. с др., но не зависит др. от др. ПС позв. обеспечить движение ден. ср-в, их эф-ое управление, тормозит разв. теневой эк. и спекуляции, а значит необх. развивать все ПС. ПС делится на: I. Централиз. расчеты (через ЦБ и МФО) и децентр. расчеты (лоро-ностро , клиринг, карточные схемы) II. Гос. (ч/з ЦБ с РКЦ) и частные (ч/з МФО, лоро-ностро, клиринговую сис.) III. Брутто-расч. (проводки осуществляются по каждому элементу) и нетто-расч. (клиринг. расчеты). ПС – важнейший элемент рын. эк-ки, т.к. осущ-ет управление движением ден. потоков, кот. д.б. прозрачным. В заруб. стр. проводят научн. исследования ПС, определ. их эф-сть (скорость операций, их суммарный объем, ур. риска и сумму операционных издержек). Осн. риски – ликвидности, расчетный, кредитный, операционный, мошенничества, юридич. + ПС д. иметь хор. развитую правовую базу. ЦБ является оператором ПС (гонит деньги ч.з РКЦ), участником ПС, осущ-ет мониторинг деят-сти частных ПС (МФО, клиринги, ЛОРО-НОСТРО), пользователем ПС, анализирует, составляет отчетность, разрабатывает направления реформирования ПС и конкретн. мероприятия по реформированию. РКЦ явл. основой расчетной системы ЦБ. Они м.б. головные, межрайонные и районные. Кроме них работают информац. центры в кажд. области: автоматизир. обработка инф-ции и ее хранение на машинных носителях, сверка расчетов и контроль за ними, внедрение и развитие автоматизир. опер-ций для осущ-я платежей (АБС) и созд. систем защиты инф-ции. РКЦ – гл. участники, исполнители и операторы ПС ЦБ. Они заключают договора с КБ на осущ-е расч. обслуживания, осущ-ют бесперебойное и эф-ное проведение платежей. Департамент ПС-ем и расчетов (деп-нт эмис-кассов. операций) – проводит мониторинг по отчетности КБ и ТУ, по рез-там кот. делается анализ ПС и издается спец. бюллетень «Обзор ПС» для выявления негативных тенденций и разработки мер по их устранению. ЦБ осущ-ет надзор за всеми участниками ПС. Устанавливает правила для всех субъектов и процедуры проведения платежей, форматы платежных элементов и стандарты по срокам и сп-бам осущ-я платежей. Должным образом (хорошо) f-ющие ПС увеличивают стабильность фин. сист., снижают операц. издержки в эк., ↑ эф-сть исп-ния фин. рес-сов, ↑ ликвидность фин. рынка, способствуют проведению ДКП. Направления работы БР по реформированию ПС: 1. улучшение стр-ры расчетной сети: — оптимизация распределения — построение системы платежей в режиме реального вр. — оптимальное распределение РКЦ по территории страны. ЦБ перешел на сист. электрон. платежей (пользователь м. на раб. месте набрать ПП и ч/з спец. сист. отправить в РКЦ) 2. приближение к международным стандартам платежей: это Базельские принципы организации ПС-м – совершенствование нормат-правов. базы, равноправность и открытость участия в ПС, наличие четких процедур управления рисками, запасные процедуры для своевременного завершения расчетов, эф-сть, подотчетность и транспарентность процедур управления. 3. совершенствование нормат. базы: ГК (45 и 46 гл.), 2 и 222 П, проект закона о «Переводе ден. ср-в», Договор к/с. + совершенствование тарифной пол-ки в области предоставления услуг ПС-мой пользователям.
Adblock detector