Бюджет Российской Федерации на 2005 год

Закон о федеральном бюджете на 2005 г. является итогом совместной работы Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации.

Доходы федерального бюджета на 2005 г. составляют 3326,041 млрд. руб., или 17.8% ВВП, расходы — 3047,929 млрд. руб., превышение доходов над расходами — 278,111 млрд. руб. Объём ВВП, прогнозируется на уровне 18,72 трлн. руб.

Главная задача федерального бюджета на 2005 г. заключается в поддержании общей макроэкономической стабильности, реализации фундаментальных структурных реформ в секторе государственного управления, создании благоприятных условий для реального сектора экономики за счет оптимизации и сокращения налоговой нагрузки.

При подготовке бюджета Правительство исходило из того, что бюджет является не только финансовым выражением государственной политики, но и важнейшим инструментом реализации стратегических приоритетов, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, таких как — устойчивый экономический рост, снижение инфляции, преодоление бедности, обеспечение национальной безопасности. В Послании Президента они развернуты в конкретные задачи, решение которых и легло в основу бюджетной политики на 2005 г. и среднесрочную перспективу.

Текущий год вбирает в себя целый ряд реформ, в том числе реформу и модернизацию Вооруженных Сил, административную реформу и разграничение полномочий, формирование бюджетов, ориентированное на результат, и другие.

Принятие Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ позволило обеспечить сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации путем отмены (реструктуризации) расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования, и реализацию установленных законодательством мер социальной поддержки различных категорий граждан путем замены «натуральных» льгот денежными компенсациями.

Планирование бюджета все больше будет ориентироваться на результат, который должен быть получен в итоге финансовых вливаний. Каждый бюджетополучатель в ближайшие два-три года в рамках программы «Бюджетирование, ориентированное на результат»» должен будет определить качественные и количественные критерии своей работы, которая будет финансироваться из бюджета, прежде всего федерального.

Реализация одобренных Правительством РФ «Принципов реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003-2004 гг. и на период до 2006 года» направлена на:

  • совершенствование управления действующей сетью получателей бюджетных средств;
  • внедрение новых механизмов бюджетного финансирования с учетом специфики конкретных видов общественных услуг;
  • расширение возможностей привлечения организаций различных организационно-правовых форм к предоставлению государственных услуг за счет бюджетного финансирования;
  • формирование условий для преобразования организаций бюджетного сектора в иные организационно-правовые формы, предполагающее в случае необходимости предоставление большей экономической самостоятельности при отказе от субсидиарной ответственности по их обязательствам со стороны государства.

Одна из важных задач бюджета — повышение устойчивости финансовой системы к воздействию внешнеэкономической конъюнктуры. Всё ещё памятен 1998 г., когда Россия не смогла исполнить ни свой бюджет, ни внешние обязательства. В результате девальвации рубля и повышения инфляции существенно упал жизненный уровень граждан. Бюджет 2005г. построен на принципах, предотвращающих сколько-нибудь серьезный кризис, подобный тому, который был в 1998 г. Создание Стабилизационного фонда должно навсегда предотвратить риск подобного рода.

Стабилизационный фонд сдерживает процесс укрепления рубля и, тем самым, ограждает нашу экономику от серьезного снижения конкурентоспособности в сравнении с другими странами, позволяет снижать инфляцию. По оценкам Минфина, в 2005 г. Стабилизационный фонд превысит планку 500 млрд. руб. и часть превышения будет направлена на поддержку Пенсионного фонда и выплаты по внешнему долгу.

Принятые решения позволяют уже в текущем году планировать возможность дополнительного погашения внешнего долга и значительно сократить расходы на его обслуживание. Погашение каждых 10 млрд. дол. долга дает 700 млн. дол. доходов в виде экономии процентных платежей и миллиарды долларов в ближайшие годы.

Налоговая нагрузка снижается, но при этом расширяется налоговая база, поддерживается экономический рост и обеспечивается прирост доходов федерального бюджета. Если четыре года назад бюджет составил 37 млрд. дол., то в 2005 г. он превысит 100 млрд. дол., т.е. в долларовом выражении вес федерального бюджета существенно увеличивается.

Основные изменения налоговой реформы направлены на сокращение налогового бремени для обрабатывающих отраслей за счет добывающих отраслей экономики. В 2005 г. снижаются ставки единого социального налога. Это даст дополнительное ускорение темпам экономического роста примерно на 0,5% и увеличение инвестиций в основной капитал дополнительно на 1,5%. Такими мерами поддерживаются внутренние факторы роста экономики, обеспечивается снижение зависимости её от внешних условий.

Это — очередной шаг, направленный на улучшение финансового положения предприятий. Более 280 млрд. руб. останется у предприятий. Эти средства пойдут на инвестиции, пополнение оборотных средств и повышение заработной платы. Ни один бюджет — ни федеральный, ни субъектов Федерации — не может выделить хоть сколько-нибудь сопоставимые суммы на поддержку экономики. Следующий раз это будет в 2006 г. при снижении налога на добавленную стоимость.

В 2005 г. регионы смогут переходить на новый порядок сбора земельного налога, ориентируясь на рыночную стоимость земли, определенную по соответствующей методике. С 2006 г. переход на новый порядок для всех регионов станет обязательным, что даст дополнительные доходы бюджетам субъектов Федерации. Эти доходы будут расти по мере совершенствования земельного кадастра, вовлечения земли в оборот, выдачи свидетельств о собственности, оценки земли и т.д.

Расходы федерального бюджета в 2005 г. составят 16,3% ВВП (в 2004 г. — 17,2% ВВП). При этом непроцентные расходы составят 14,9% ВВП и будут направлены, прежде всего, на финансовое обеспечение социальных реформ, модернизацию военной организации государства, развитие общественной инфраструктуры.

Как и в предыдущие годы, в 2005 г. произойдет снижение расходов федерального бюджета в отношении к ВВП. Но в номинальном выражении расходы бюджета вырастают на 10,2%, а в реальном выражении — на 2%. Поэтому увеличивается финансирование всех ведущих отраслей экономики, социальных реформ, модернизации Вооруженных Сил, развития общественной инфраструктуры.

В текущем году на 35% увеличиваются и расходы на субсидирование экономики. Кроме этого, на лизинг авиационной техники будет выделено 6 млрд. руб. Более ста самолетов разных моделей и типов будут строиться для сдачи в лизинг российским авиакомпаниям. Увеличится выдача кредитов и субсидирование ставок по кредитам на поддержку российского экспорта высокотехнологической продукции. Для малого бизнеса будет выделено 1,5 млрд. руб. На 700 млн. руб. вырастет капитал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, что позволит ему аккумулировать дополнительно 4,5 млрд. руб. и на них выкупить закладные у банков и у организаций, которые кредитуют сегодня население. Тем самым будет улучшен порядок получения ипотечного кредита, он станет дешевле и, следовательно, доступнее нашим гражданам.

Продолжается государственная поддержка сельского хозяйства. Решениями Правительства и Государственной Думы она осуществляется в различных формах. За последние три года реструктурирована задолженность сельхозпредприятий на 54 млрд. руб. Кроме того, списаны с предприятий пени и штрафы на сумму 28 млрд. руб., что улучшило их финансовую сбалансированность. Введение в 2004 г. единого сельхозналога позволило сельхозпредприятиям высвободить ресурсов на 11 млрд. руб. В текущем году в полтора раза увеличиваются субсидии из федерального бюджета для кредитования сельскохозяйственных предприятий, и долгосрочных кредитов на закупку техники. Четыре года назад привлечение кредитов в результате такого субсидирования давало сельхозпредприятиям 8 млрд. руб., в этом году — 50-60 млрд. руб.

Расходы на развитие и содержание дорожной сети в бюджете текущего года увеличились почти на 6 млрд. руб. и составили примерно 8б млрд. руб., 29 млрд. руб. направляются на субсидии субъектам Федерации на поддержку территориальных дорожных сетей, относящихся к их ведению.

В результате централизации водного налога серьезно увеличиваются расходы на ремонт и реконструкцию водно-технических сооружений. Если в 2004 г. за счёт региональных бюджетов было выполнено ремонтных работ на 2,6 млрд. руб., то при централизации водного налога в 2005 г. за счёт средств федерального бюджета будет отремонтировано, реконструировано и построено гидротехнических сооружений на 9,6 млрд. руб. (шлюзы, дамбы, плотины, укрепление берегов), чтобы снизить риск наводнений, затоплений и других последствий техногенных и природных катаклизмов.

На федеральные целевые программы будет выделено 270 млрд. руб., 8,9% всех расходов, что на 40% больше, чем в 2004 г. В составе федеральных целевых программ существенно возрастают расходы на закупку оборудования и капитальные вложения. Они составят 142 млрд. руб. Это — необходимые расходы на создание и укрепление материально-технической базы здравоохранения, образования, социальной сферы.

Расходы на здравоохранение вырастут на 13,5%, в сфере социальной политики — на 3,5%. Этот рост расходов сопровождается совершенствованием законодательства об обязательном медицинском страховании, заменой натуральных льгот на денежные компенсации, увеличением лекарственного обеспечения льготных категорий. Решение о замене льгот на денежные компенсации создает финансовую базу для улучшения обеспечения льготных категорий.

Так, в результате внедрения социального пакета, который сможет получить каждый льготник, относящийся к федеральному уровню, с 2005 г. увеличивается на 45 млрд. руб. покупка медикаментов для обеспечения льготных категорий.

Если все субъекты Российской Федерации в 2004 г. выделили из региональных бюджетов на бесплатное обеспечение медикаментами около 5,7 млрд. руб., то в 2005 г. только через федеральный бюджет на это будет направлено 50,8 млрд. руб., т.е. в 10 раз увеличивается доступность этих медикаментов. Состояние льготников, прежде всего, инвалидов, пенсионеров, тех, кто в этих лекарствах остро нуждается, станет существенно лучше.

В 2005 г. в результате внедрения социального пакета планируется обеспечить санаторно-курортным лечением более миллиона льготников, это в пять раз больше, чем в 2004 г. В связи с разграничением полномочий в субъекты Федерации передаётся сеть бюджетных образовательных учреждений вместе со средствами для их финансирования. Это — 24 млрд. руб.

В числе важнейших решений — индексация заработной платы работникам бюджетной сферы, а также увеличение надбавок военнослужащим за особые условия военной службы с 70 до 120%. Зарплату работникам бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, планируется повысить, по крайней мере, дважды. В январе 2005 г. будет проведена индексация на 20%, а с 1 сентября — еще на 11%. Таким образом, за год зарплата вырастет на 30%, с опережением инфляции. Решение о повышении зарплаты работникам бюджетных учреждений, финансируемых из региональных бюджетов, будет приниматься органами власти субъектов Федерации.

Дальнейшее повышение зарплат бюджетников намечено на 1 мая 2006 г. — еще на 30%. За период с 1 декабря 2004 г. по 1 мая 2007 г. рост зарплаты в бюджетной сфере составит 83% в номинальном выражении и 52% — в реальном. Таким образом, постепенно разрыв заработной платы в бюджетной сфере и в реальном секторе экономики будет сокращаться, чтобы работа в бюджетной сфере оставалась привлекательной для специалистов высокого уровня.

Министерство финансов осуществляет постоянный мониторинг исполнения бюджетов субъектов Федерации. В составе федерального бюджета предусмотрен специальный резерв средств для оказания помощи особо нуждающимся регионам, в том числе и на увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы.

На 28% вырос раздел «Национальная оборона», на 26% — раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Прежде всего, эти средства идут на укрепление обороноспособности страны, восстановление того, что было завоевано ранее. Усиливается финансирование научных разработок, финансирование оснащения Вооруженных Сил, подготовки специалистов.

В бюджете 2005 г. реализованы принципиальные структурные преобразования в межбюджетных отношениях. Исполнение закона связано, прежде всего, с разграничением полномочий.

В результате принятия Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» в Бюджетном кодексе были уточнены разграничения бюджетных полномочий между органами власти разных уровней, бюджетное устройство и общие принципы организации бюджетной системы РФ, порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, урегулировано предоставление межбюджетных трансфертом.

Теперь для каждого уровня власти более точно определены те полномочия, которые он должен исполнять, и те финансовые ресурсы, которыми он обладает для исполнения этих полномочий. Это позволяет сбалансировать бюджеты субъектов Федерации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x