Рабочие характеристики шин определяют их эксплуатационные качества. К ним относятся: грузоподъемность, экономичность, вес, долговечность, надежность, безопасность, сопротивление качению, сцепление с дорогой, проходимость и другие не менее важные характеристики.
Следует отметить, что косвенное влияние на различные показатели работы автомобиля оказывают почти все качества шин.
Тем не менее, наиболее характерным показателем качества шин является интенсивность износа и степень нагрева и перегрева шин, благодаря которой срок их службы уменьшается и соответственно возрастают затраты на себестоимость. В научной литературе описано множество методов позволяющих с различной точностью и различной продолжительностью проводить эксперименты по замеру температуры нагрева шин и дальнейшего его анализа и обработки полученных в результате данных .
В связи с представленной нам возможностью проведения эксперимента на ОАО «Разрез Кедровский» и ОАО «Бачатский угольный разрез», согласно действующих на данных предприятиях правилам и условиям труда, имея определенную задачу по проведению замеров и согласованность с инженерно-техническими работниками разработали определенную методику проведения поставленного нами эксперимента.
Эксперимент проводился в 2 этапа, соответственно на ОАО «Разрез Кедровский» и ОАО «Бачатский угольный разрез». На ОАО «Разрез Кедровский», замеры производились при согласовании с инженерно-техническими работниками данного предприятия. Первый этап заключает в себя замер температуры нагрева шин на пункте погрузки и такой же замер на пункте выгрузки в уже определенных местах максимального нагрева шин в которых происходит наибольшее напряжение. Точки максимального нагрева были нами определены прибором — «Бесконтактный инфракрасный термометр CENTER – 350» рисунок 3.1 и в дальнейшем подтверждены «тепловизором –FLIR» рисунок 3.2. На рисунке 3.1 показан замер тепловизором. Замеры в дальнейшем и весь эксперимент проводился при помощи универсального прибора CENTER – 350.
Замеры производились при остановки большегрузного автомобиля перед погрузкой и после разгрузки, во время остановки равное 1 — 2 минуты необходимое для проведения эксперимента с учетом всех технологических простоев и остановок на обед, по определенной схеме представленной на рисунке 3.4.
- П1-первая позиция замера (левое переднее колесо)
- П2-вторая позиция замера (левое заднее внешнее колесо)
- П3-третья позиция замера (левое заднее внутреннее колесо)
- П4-четвертая позиция замера (правое заднее внутреннее колесо)
- П5-пятая позиция замера (правое заднее внешнее колесо)
- П6-шестая позиция замера (правое переднее колесо)
Так же были разработаны специальные формы бланков замеров рисунок 3.5. На котором были отражены: марка шин, бортовой номер автосамосвала, маршрут следования с учетом некоторых факторов, дата проведения эксперимента, пункт проведения эксперимента (забой, отвал),перевозимая горная масса, место расположения шин с тем учетом, что на БелАЗ устанавливают разномарочные КГШ. В таблице заполняются: время замера, продолжительность погрузки (разгрузки), температура шин на всех их позициях, климатические условия.
Второй этап замеров, проходивший на ОАО «Бачатский угольный разрез» по своим основным функциям и свойствам аналогичен с первым этапом, схема и места замеров остались на прежних местах, но специальные бланки замеров при терпели изменения в сторону улучшения, более точного и информативного получения конечного результата. Специальные формы бланков на втором этапе проведения эксперимента представлены на рисунке 3.6.
Расположения тормозных суппортов (исправный, не исправный), показания спидометра (на начало смены, на конец смены), маршрут, горная масса, экскаватор. Так же четыре таблицы в которых указаны такие показатели как, 1 таблица: Автошины ,позиции шин, марка шин, размер шин, рабочее давление, пробег шин; 2 таблица содержит позиции исправных и не исправных суппортов на автомобиле; 3 таблица содержит: время замера, время ожидания, время погрузки, начало движения, технический простой, температура КГШ на всех позициях, погодные условия; 4 таблица содержит: время замера, технический простой, температура КГШ на всех позициях, погодные условия.