Повышение качества является исходной основой, составной частью и конечным результатом научно-технического прогресса. Механизм экономических отношений между производством и потреблением включает потребительно — стоимостную систему обеспечения качества продукции, создающую условия для снижения издержек производства на единицу полезного эффекта потребляемой продукции.
С целью создания необходимых технических, экономических, организационных и социальных условий для ускоренной разработки и постановки на производство продукции, соответствующей по своему техническому уровню лучшим мировым образцам, а также современной подготовке условий для её эффективной эксплуатации, разрабатываются целевые научно-технические программы повышения качества продукции.
Объективные условия современного производства всё более настоятельно требуют надёжных методов количественной оценки качества, но до недавнего времени это было сопряжено с трудностями, связанными с отсутствием научной базы квалиметрии. Её очень долго не принимали в мировом сообществе из-за следующего:
С точки зрения метрологии измерение — это нахождение значения физической величины опытным путём с помощью специальных технических средств. А по определению Квалиметрия — это измерение качества, от metric -мерить, измерять; kvali — квалификация, качество.
С точки зрения удовлетворения общепринятым критериям, квалиметрия имеет право рассматриваться как научная дисциплина, занимающая самостоятельное место среди других научных дисциплин со своими определёнными взаимосвязями с этими дисциплинами. Т.о. есть методы квалиметрического анализа могут применяться во всех отраслях промышленности, в том числе и при управлении качеством продукции. Здесь имеют выражение следующие квалиметрические приёмы:
- определение браковочных показателей качества продукции для уменьшения единиц бракованной продукции, что ведёт к уменьшению издержек производства и вследствие этого возможность производить больший объём продукции с более высокими показателями качества;
- определение ситуации оценивания полезно на этапе разработки новой продукции в период исследования рынка. Здесь определяются предпочтения определённой группы потребителей данной продукции в будущем, что позволяет исключить ненужные свойства и элементы этой продукции, вследствие чего продукция обладает только самыми необходимыми свойствами, и, следовательно, на неё больший спрос, нежели на продукцию с посторонними свойствами;
- также с целью выделения необходимых свойств, наименее важные свойства исключаются, и, следовательно, исключаются ненужные элементы продукции;
- определение комплексных показателей качества способствует исключению из ассортимента производимой предприятием продукции, не пользующейся спросом у потребителей.
В основе сравнения квалиметрии и управления качеством продукции лежит развертывание функции качества, т. е. концепция «Дома качества».
При развертывании функции качества используют матричные диаграммы, напоминающие дом.
Полностью развернутая функция качества включает у этапа «отслеживания» голоса потребителя при создании продукта, соответствующих самым начальным стадиям его жизненного цикла.
- Планирование продукта. Цель — определение и уточнение требований потребителя, определение возможности производителя для конкуренции, определение общих характеристик продукта, определение целей производства, определение вопросов для дальнейшего изучения. На этом этапе требования и пожелания потребителя с помощью матричной диаграммы трансформируются в характеристики (параметры качества продукта).
- Проектирование или развертывание проекта продукта. Предусматривает идентификацию наиболее критичных частей и компонентов создаваемого продукта, которая обеспечивает воплощение параметров качества в проект продукта.
- Проектирование процесса. На этом этапе свойства и параметры качества трансформируются в конкретные технологические операции, обеспечивающие получение продукта с заданными свойствами, должна быть разработана система контроля технологических процессов и предусмотрены улучшения процесса в соответствии с реакцией рынка на готовый продукт.
- Проектирование производства. Разрабатываются производственные инструкции и выбираются инструменты контроля качества производства, совершенствуется работа оператора. Т.о. развертывания QFD представляет собой 4 дома качества, в котором части компонент КАК предыдущей матричной диаграммы становится ЧТО в новой диаграмме.
При выборе компонент КАК для входа в ЧТО необходимо выбрать критерии для данной процедуры, используется принцип Парето (АВС), выбирают наиболее критичные к пожеланиям потребителя компоненты, к ним относятся новые, важные или трудновыполнимые.