Факторинговое обслуживание впервые было осуществлено в США в 1954 г. для одной из промышленных американских компаний, а в 60-80 гг. XX факторинговое обслуживание получило распространение по всему миру.
Факторинговыми услугами занимаются:
· специальные фактор-фирмы;
· фактор-отделы банков.
В факторинговых операциях есть 3 участника:
· фактор-фирма;
· клиент-поставщик;
· фирмы-дебиторы (покупатели).
В основе факторинговых операций находится соглашение между клиентом и фактор-фирмой. Когда фактор-фирма покупает у клиента платежные документы, она в течение 2-3 дней оплачивает их в размере 70-90% от их стоимости. После этого фактор-фирма начинает требовать оплаты у фирм-дебиторов.
Факторинговые услуги предоставляются с условием «без финансирования» (фактор-фирма не оплачивает платежные документы клиента сразу) и «с финансированием» (клиент фактор-фирмы получает немедленную оплату).
При осуществлении факторингового обслуживания фактор-сделка не заключается, если:
· у клиента много дебиторов;
· клиенты производят нестандартную или узкоспециализированную продукцию;
· клиент работает с субподрядчиками.
Современный факторинг объединяет целый ряд услуг, которые оказываются клиенту:
· обработка счетов клиентов;
· обеспечение клиентов денежными средствами;
· информирование клиентов о платежеспособности покупателей;
· принятие на себя риска неплатежеспособности покупателя.
В мировой практике стоимость факторинговых услуг складывается из 2 элементов:
· комиссионное вознаграждение за фактор-услуги;
· проценты, взимаемые при досрочной оплате (по схеме «с финансированием»).
Стоимость факторинговых услуг в России значительно выше, чем на Западе.
Несмотря на многие преимущества факторинга, он не получил широкого развития в России. Выборочные опросы руководителей (по всем видам бизнеса) показали, что только 20-30% руководителей знали, что такое факторинг. Ни в одном государстве (в том числе и в России) нет закона о факторинге