В условиях существования структурной перестройки в экономике страны эффективное эффективное использование природных ресурсов со сбалансированным воспроизводством и охраной может оказать важнейшее влияние на решение задач выхода России из экономического кризиса и обеспечение перехода к устойчивому развитию.
Россия располагает огромным природоресурсным потенциалом при значительном качественном его разнообразии. Однако по многим причинам финансирование мероприятий и программ по охране и воспроизводству природных ресурсов остается не на должном уровне.
Так, в последние годы на финансирование отраслей природоресурсного комплекса направляется 30-40% средств от минимально необходимых потребностей (табл. 1), что приводит к наращиванию негативных тенденций в их функционировании и развитии, нередко экстренному выделению дополнительных средств для ликвидации катастрофических последствий природных явлений, не предупрежденных плановыми мероприятиями. Поэтому одной из наиважнейших задач является решение вопроса стабилизации финансирования отраслей природоохранного комплекса.
Меры по стабилизации финансовой системы страны, на первоначальном этапе рыночных реформ выразившиеся в резком сокращении расходной части федерального бюджета, не позволили в нужной мере задействовать его средства для финансирования природоохранных мероприятий. На средства из федерального бюджета осуществлялись природоохранные мероприятия, только включенные в состав государственных программ. Централизованно за счет государства финансировалась также основная деятельность природоохранных министерств и ведомств (Минприроды России, Росгидромета, Роскомзема, Роскомнедр, Роскомвода и др.).
Основными источниками финансирования капитального строительства в природоохранной сфере оставались средства предприятий и организаций всех форм собственности. Высокие темпы инфляции и нехватка финансовых ресурсов для текущих нужд не позволили предприятиям направить в достаточных объемах средства из прибыли на развитие и реконструкцию основного производства и тем более на строительство природоохранных сооружений.
Однако спад инвестиционной активности в природоохранной сфере происходил более медленными темпами, чем в целом по народному хозяйству. Это можно объяснить стимулирующим действием платы за загрязнение окружающей среды, активным применением региональными органами по охране окружающей среды зачетов вложенных предприятиями средств на строительство природоохранных сооружений в объемах платежей за загрязнение, а также повышением ответственности местных органов власти за состояние окружающей среды.
Общая сумма затрат на проведение природоохранных мероприятий составила в 1994г. в текущих ценах около 8 трлн.руб., структура которых выглядит следующим образом: