Методы и принципы измерений в широкополосных сетях связи АТМ
Появление АТМ связано с изменениями структуры информации в сетях связи. Технология АТМ была разработана как метод передачи с пакетной коммутацией и предварительным выбором маршрута. Такой метод позволяет оптимизировать передачу по сети телефонных и видеосигналов в цифровой форме и каналов ПДИ с различными скоростями.
АТМ разрабатывалась как средство передачи по транспортным сетям широкополосной ISDN. Эта технология имеет несомненные преимущества, но в связи с дороговизной, медленно внедряется на практике.
Сети с пакетной коммутацией идеально подходят для передачи данных, когда можно допустить переменную задержку и сделать систему передачи адаптирующейся к скорости и характеру передаваемых сообщений. В таком случае информационный сигнал снабжается дополнительной адресной информацией, которая служит для установления маршрута перед тем, как будет передан информационный сигнал. Групповой сигнал АТМ организуется в сравнительно короткие ячейки объемом 53байта.
Ячейки управления и эксплуатации, использующиеся для организации контроля, содержат испытательный сигнал, позволяющий определять величину коэффициента битовых ошибок. Так как ячейки эксплуатации и контроля передаются нерегулярно, то требуется сравнительно большой интервал времени измерения, чтобы статистически обработать полученные результаты.
Для организации оперативного контроля при использовании ячеек управление и эксплуатации, сетевые операторы обычно опираются на систему технического обслуживания сети или типовой компьютер. На рис. 11.8 показан формат ячеек управления и эксплуатации, используемых для контроля величины коэффициента ошибок и для контроля функционирования соединения.
Рис. 11.8 Формы ячеек управления и эксплуатации
Процесс мониторинга ячеек управления и эксплуатации оказался весьма чувствительным к сбоям сигнала. Результаты такого мониторинга носят характер общей оценки качества и по своей точности заметно уступают результатам, полученным при измерениях, проводимых с использованием специализированных измерительных приборов. Кроме того, одновременный контроль сотен каналов очень дорог, что заметно снижает экономическую эффективность связи. Поэтому целесообразно контроль передачи сигнала ATM проводить только в рамках общей оценки качества соединений. Более рациональным представляется вариант организации контроля сетей ATM при помощи специализированных измерительных приборов.
11.5 Измерения, проводимые с остановкой связи с использованием ячеек контроля
Ячейки контроля формируются специализированным тестовым оборудованием и вводятся в тестируемый канал. Формат ячеек контроля соответствует формату ячеек управления и эксплуатации (см. рис. 11.9). Ячейки содержат метки времени или соответствующие кодовые слова для определения задержки и потери ячеек.
Рис. 11.9 Ячейки контроля для организации тестирования с остановкой связи
Функциональная схема организации измерений показана на рис. 11.10. Тестируемые каналы загружаются типовым трафиком. Например, при имитации видеосигнала загрузка, длительность и периодичность следования пакетов определяются независимо. Дополнительно входящий в состав тестового оборудования генератор загрузки подаёт в каналы произвольно выбранный тип трафика. Программируемый генератор загрузки должен обеспечивать как можно более плотную загрузку каналов. Анализ сигнала производится в блоке приёмника. Входящий в него обнаружитель ошибок производит статистический анализ ошибок
Рис. 11.10 Функциональная схема измерений АТМ при помощи тестового оборудования
на нескольких уровнях, определяя величину коэффициента ошибок сигнала ATM и испытательной псевдослучайной последовательности. Результаты анализа отображаются на графическом дисплее в виде гистограммы или таблицы. Анализатор трафика ATM определяет распределение загрузки в различных каналах. Анализ производится путём разделения входящего цифрового потока на ячейки ATM с выделением заголовков. Анализаторы трафика и обнаружители ошибок, входящие в состав приёмного полукомплекта тестового оборудования, должны работать совместно и одновременно, что позволяем значительно повысить качество производимого контроля.
Рассмотрим следующий пример. Линия передачи сигналов СЦИ STM-1 прошла проверку в условиях нагрузки её телефонными каналами. Тестовое оборудование ATM вырабатывает поток ячеек, заполненных низкоскоростными цифровыми сигналами (например, 16 кбит/с), со скоростью передачи 155 Мбит/с, и загружает все свободные каналы настолько плотно, насколько позволяют технические характеристики программируемого генератора загрузки. В этом случае можно проверить, как переключающая матрица системы обслуживания или коммутатор ATM выберет оптимальную конфигурацию виртуального канала, обеспечивая низкую скорость передачи даже при максимальной загрузке каналов. В этом случае можно убедиться и в том, что не возникнет избыточной задержки при передаче телефонных сигналов.
11.6 Измерение коэффициента ошибок сигнала ATM и проверка функционирования системы передачи
Определение величины коэффициента битовых ошибок является основным методом проверки степени прозрачности сетевых трактов или проверки конфигурации элементов сети. Коэффициент битовых ошибок измеряется в процессе контроля каналов передачи ячеек путём анализа псевдослучайной импульсной последовательности, которая вводится непосредственно в информационные ячейки сигнала на уровне ATM. На уровне адаптации AAL-0 псевдослучайным сигналом заполняются все ячейки. Заполнение таким же сигналом используется для проверки всего уровня адаптации AAL-1. (См. рис. 11.11). Постоянное соединение, которое обеспечивается работой сетевого оборудования, как это показано на рис. 11.11, называется постоянным соединением виртуального канала. Если же соединение производится выбором абонента при помощи передачи соответствующих сигналов, оно называется коммутируемым соединением виртуального канала.
Работа в режиме транзита
Существует два варианта организации транзита (см. рис. 11.12).
1. Тестовое оборудование формирует незаполненные ячейки и создаёт дополнительной независимое контрольное соединение со своими идентификаторами виртуальных каналов и трактов. Преимущество этого метода заключается в возможности точного воспроизведения режима прохождения ячеек пользователей, так как компоненты сети не могут отличить тестовые ячейки от информационных. Метод в основном используется на этапе лабораторных испытаний и не входит в стандарты широкого применения. Причина этого, как считают многие специалисты, состоит в возможности изменения характеристик трафика в режиме транзита.
2. Проверка соединений в режиме транзита. Этот вид испытаний рекомендуется в основном для проведения долговременного тестирования и построения гистограмм распределения загрузки во времени.
В технологии ATM требования, предъявляемые к качеству, зависят от вида сообщений. Для получения достоверной информации о качестве работы сети измерения на ней должны проводиться с использованием испытательных сигналов, как можно точнее имитирующих реальные сигналы различных типов. Если информация о характере трафика отсутствует или носит слишком общий характер, в процесс измерения необходимо включить терминальное оборудование. В этом случае оптимальным можно считать измерения, проводимые в режиме транзита.