Появление и развитие АИС вызвало интерес к тексту как объекту изучения в теории

  1. Текст и его свойства
  2. Понятие о функциональной стилистике
  3. Классификация основных функциональных стилей и жанров

3.1. Краткая характеристика основных функциональных стилей

Список литературы

1. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. -2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 688 с.

2. Стилистика русского языка: Учеб.пособие для пед.ин-тов/ Под ред. Н. М. Шанского. -Л, 1989.-223 с.

3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.:Наука, 1981. -139 с.

3. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Учеб. пособие для студ. пед. вузов. –М., 1999. -496 с.

Текст и его свойства

Текст (от лат. textus — ткань, сплетение, соединение) — объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность (1).

Текст- в силу своей сложности является объектом изучения ряда на­ук, каждая их которых по-своему трактует это понятие. В семиотике (науке о знаковых системах) под текстом понимается осмысленная последо­вательность любых знаков, любая форма коммуникации: «ТЕКСТ — это линейная последовательность знаков, обладающая смыс­лом» — так определяется текст в семиотике. С этих позиций в качестве текста может выступать обряд, танец, ритуал и т.п. В языкознании текст — последовательность вербаль­ных (словесных) знаков. Вербальный (словесный) текст может быть устным и письменным. В любом из этих вариантов словесный текст должен соот­ветствовать следующим требованиям: внешняя связность, внутренняя осмысленность, возможность своевременного восприятия, осуществления необходи­мых условий коммуникации (1).

Появление и развитие АИС вызвало интерес к тексту как объекту изучения в теории автоматической обработки текста в связи необходимостью решения задач автоматического перевода, автоматизации индексирования, аннотирования и реферирования, автоматизированного по­иска информации.

Во 2-й пол. XX в. проблематика текста выдвинулась на одно из первых мест в языкознании. Текст стал объектом пристального внимания не только стилистов, литературоведов, библиотековедов и книговедов, но и лингвистов, психо­логов, кибернетиков, информатиков., в рамках которого сформировалось новое направление — лингвистика текста.

В результате на пересечении ряда научных дисциплин (текстологии, лингвистики текста, поэ­тики, риторики, прагматики, семиотики, герменевтики) возникла новая филологическая дисциплина теория текста, поставившая задачу «найти текстообразующие закономерности, присущие всем текстам».

Итак, существуют различные определения понятия «текст». С позиций нашего курса Текст — это письменное сообщение по какой-либо теме, обладающее смысловой завершенностью и целостностью. Работа с текстом как объектом информационного анализа предполага­ет обязательное знание основных свойств текста, без которого невозмож­но профессионально осуществлять аналитико-синтетическую переработку информации и производство качественных информационных продуктов и ус­луг.

Свойства текста

1. Избыточность — наличие в тексте информации, которая может 6ыть без ущерба для содержания опущена, изъята. Избыточность текста обус­ловлена стремлением авторов текстов повысить его надежность, разъяс­нить суть текста. Для этого в тексте используются примеры, иллюстра­ции, объяснения, повторы основной мысли в разных вариациях.

Избыточность лежит в основе аналитико-синтетической переработки информации, без этого свойства текстов было бы невозможным свертывание информации.

Согласно закону Ципфа, в любом естественном языке одна тысяча на­иболее употребительных слов составляет около 80%. всех текстов, а 20% текстов содержит 80%. всей его информации.

2. Членимость (структурированность) текста – способность текста делиться на более мелкие фрагменты проявляется двояко:

2.1. Внешняя членимость (структурированность), которая проявляется в делении текста на книги, тома (книга 1, том 8), части, разделы, главы, параграфы, абзацы, предложения;

2.2. Внутренняя членимость (структурированность), которая проявляется в делении темы на подтемы, основного рассматриваемого вопроса — на подвопросы.

Фрагменты текста, полученные в результате структурирования могут обладать свойством относительной самостоятельности, независимости по отношению к содержанию всего текста или его части — свойством автосемантичности. Например, абзац, параграф и т.п.

3. Целостность, связность означает, что отдельные части текст логически взаимосвязаны. Следовательно, для понимания текста важно не только понять смысл отдельных слов, фраз, абзацев и т.п., но и выявить, осмыслить существующие между ними логические связи.

2. Понятие о функциональной стилистике

Стилистика — лингвистическая наука о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка в разных сферах использования, особенностях употребления языковых средств в зависимости от содержания и целей высказывания, ситуации и сферы общения.

Стиль (от лат.stilus, stylus – остроконечная палочка для письма, манера письма)- это разновидность языка (речи), обусловленная назначением речи и служащая целям общения людей в той или иной сфере их деятельности. Различие стилей носит функциональный характер.

Язык как явление социальное выполняет различные функ­ции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельно­сти. К важнейшим общественным функциям языка относятся, следующие: 1) общение, 2) сообщение, 3) воздействие. Для реа­лизации этих функций исторически сложились и оформились отдельные разновидности языка, характеризующиеся наличием в каждой из них особых лексико-фразеологических, частично и синтаксических, средств, используемых исключительно или преимущественно в данной разновидности языка. Эти разновид­ности называются функциональными стилями

Функциональный стиль — исторически сложившиеся разновидность литературного языка, обладающая специфическим набором языковых черт, обусловленных спецификой общения в разных сферах человеческой деятельности и функцией языка в данной сфере обще­ния.

Наличие функциональных стилей связано с различием функций, выполняемых языком. В зависимости от целей общения и сферы употребления выделяют 5 различных функциональных стилей: научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный.

Классификация стилей и подстилей:

1. Научный стиль:

1.1. Собственно научный подстиль

1.2. Научно-учебный;

1.3. Научно-популярный

2. Публицистический стиль

2.1. Газетно-публицистический

2.2. Тележурналистский и радиожурналистский

2.3. Ораторский

3. Официально-деловой стиль

3.1. Собственно законодательный (язык законов)

3.2. Дипломатический (язык международных документов)

3.3. Канцелярский (язык деловых бумаг)

4. Разговорный

4.1. Разговорно-официальный (литературно-разговорный) подстиль

4.2. Неофициальный (обиходно-бытовой)

5. Художественный стиль

В последние годы стали говорить об информативном или рекламной стиле.

Стили и подстили не являются замкнутыми системами, они допускают взаимопроникновение элементов. Однако каждый стиль имеет свои особенности в лексике, синтаксисе, выражается в типе и виде речи. Например, тип речи в научном стиле — нейтральный, в официально-де­ловом — констатирующий и императивный, в публицистичес­ком и художественном — обусловленный эстетической задачей, в разговорном — обусловленный ситуативно. Типичным видом речи научного, официально-делового и пуб­лицистического стилей является монолог, разговорного — диалог и полилог, художественного — монолог, диалог и полилог.

3.1.Краткая характеристика основных функциональных стилей

Научный стиль обслуживает сферу науки, научного знания. Основная функция – сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Характерно наличие терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики. Информация передается логично, последовательно, аргументирован­о, точно и беспристрастно. В составе лексики преобладают имена существительные, включая немало отвлеченных и вещественных существительных. Синтаксис логизированный, книжный, фраза отличается грамматической и логической полнотой. Основные жанры: диссертация, монография, статья, тезисы, доклад.

Публицистический стиль обслуживает сферу общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений. Граждан­ская позиция автора в связи с чем-либо выражается прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя). Основные функции- сообщение и воздействие . В этом стиле используются все языковые средства. Для него характерна экономия языковых средств, лаконичность и популярность изложения при информативной насыщенности, широкое использование общественно-политической лексики, стилистически окрашенные средства, метафоры с оценочным значением, разговорные и просторечные фразеологизмы и лексика, нередко часть лексики актуализируется, приобретает новые смысловые оценки; используются средства экспрессивного синтаксиса, элементы разговорной речи. Основные жанры: репортаж, заметка, информация, очерк, статья и др.

Официально-деловой стиль обслуживает сферу официальных деловых отношений. Его основная функция — информативная (передача информации). Для него характерно использование речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного расположения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложносокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, отыменных предлогов, преобладание прямого порядка слов. Основные жанры: приказ, служебная записка, докладная, меморандум, постановление.

Разговорный стиль обслуживает сферу бытовых и профессиональных (но только неподготовленных, неофициальных) отношений. Основная функция – общение. Проявляется в устной форме. Имеет две разновидности: разговорно-официальную (литературно-разговорную) и неофициальную (обиходно-бытовую. Его лексика и фразеология характеризуются использованием общеупотребительных, нейтральных слов, разговорных слов, имеющих эмоционально- экспрессивную и оценочную окраску. Синтаксис характеризуется преобладанием простых предложений, сложносочиненных и бессоюзных, экспрессивных, восклицательных, побудительных, вопросительных и т.д. Основные жанры: беседа, разговор, спор, записка, письмо

Художественный стиль обслуживает сферу художественной литературы. Основные функции — воздействия и эстетическую В нем наиболее полно и ярко отражается литературный и шире, общенародный язык во всем его многообразии и богатстве, становясь явлением искусства, средством создания художественной образности. В этом стиле наиболее широко представлены все структурные стороны языка: словарный состав во всем его смысловом богатстве, со всеми прямыми и переносными значениями слов, грамматический строй со сложной и разветвленной системой морфологических форм и синтаксических типов. Основные жанры: роман, повесть, поэма, стихотворение, баллада и т.п.

Любой стиль и подстиль реально существуют как определенная совокупность текстов, представленных различными жанрами.

Термин «жанр» традиционно применяемый для обозначения рода, разновидности произведений в составе художественной литературы (поэма, роман, повесть и т.д.), в последнее время стал использоваться и по отношению ко всем функциональным сферам употребления языка. Под жанром стали понимать разновидность речи, определяемую данными условиями ситуации с целью употребления. Жанр — это исторически сложившаяся, устойчивая разновидность какого-либо творческого произведения.

Поскольку основным исходным «сырьем», используемым в процессе АСПИ, выступают документы, то знание основных жанров и особенностей текстов документов, относящихся к тому или иному функциональному стилю является чрезвычайно важным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x