- Текст и его свойства
- Понятие о функциональной стилистике
- Классификация основных функциональных стилей и жанров
3.1. Краткая характеристика основных функциональных стилей
Список литературы
1. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. -2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 688 с.
2. Стилистика русского языка: Учеб.пособие для пед.ин-тов/ Под ред. Н. М. Шанского. -Л, 1989.-223 с.
3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.:Наука, 1981. -139 с.
3. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Учеб. пособие для студ. пед. вузов. –М., 1999. -496 с.
Текст и его свойства
Текст (от лат. textus — ткань, сплетение, соединение) — объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность (1).
Текст- в силу своей сложности является объектом изучения ряда наук, каждая их которых по-своему трактует это понятие. В семиотике (науке о знаковых системах) под текстом понимается осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации: «ТЕКСТ — это линейная последовательность знаков, обладающая смыслом» — так определяется текст в семиотике. С этих позиций в качестве текста может выступать обряд, танец, ритуал и т.п. В языкознании текст — последовательность вербальных (словесных) знаков. Вербальный (словесный) текст может быть устным и письменным. В любом из этих вариантов словесный текст должен соответствовать следующим требованиям: внешняя связность, внутренняя осмысленность, возможность своевременного восприятия, осуществления необходимых условий коммуникации (1).
Появление и развитие АИС вызвало интерес к тексту как объекту изучения в теории автоматической обработки текста в связи необходимостью решения задач автоматического перевода, автоматизации индексирования, аннотирования и реферирования, автоматизированного поиска информации.
Во 2-й пол. XX в. проблематика текста выдвинулась на одно из первых мест в языкознании. Текст стал объектом пристального внимания не только стилистов, литературоведов, библиотековедов и книговедов, но и лингвистов, психологов, кибернетиков, информатиков., в рамках которого сформировалось новое направление — лингвистика текста.
В результате на пересечении ряда научных дисциплин (текстологии, лингвистики текста, поэтики, риторики, прагматики, семиотики, герменевтики) возникла новая филологическая дисциплина теория текста, поставившая задачу «найти текстообразующие закономерности, присущие всем текстам».
Итак, существуют различные определения понятия «текст». С позиций нашего курса Текст — это письменное сообщение по какой-либо теме, обладающее смысловой завершенностью и целостностью. Работа с текстом как объектом информационного анализа предполагает обязательное знание основных свойств текста, без которого невозможно профессионально осуществлять аналитико-синтетическую переработку информации и производство качественных информационных продуктов и услуг.
Свойства текста
1. Избыточность — наличие в тексте информации, которая может 6ыть без ущерба для содержания опущена, изъята. Избыточность текста обусловлена стремлением авторов текстов повысить его надежность, разъяснить суть текста. Для этого в тексте используются примеры, иллюстрации, объяснения, повторы основной мысли в разных вариациях.
Избыточность лежит в основе аналитико-синтетической переработки информации, без этого свойства текстов было бы невозможным свертывание информации.
Согласно закону Ципфа, в любом естественном языке одна тысяча наиболее употребительных слов составляет около 80%. всех текстов, а 20% текстов содержит 80%. всей его информации.
2. Членимость (структурированность) текста – способность текста делиться на более мелкие фрагменты проявляется двояко:
2.1. Внешняя членимость (структурированность), которая проявляется в делении текста на книги, тома (книга 1, том 8), части, разделы, главы, параграфы, абзацы, предложения;
2.2. Внутренняя членимость (структурированность), которая проявляется в делении темы на подтемы, основного рассматриваемого вопроса — на подвопросы.
Фрагменты текста, полученные в результате структурирования могут обладать свойством относительной самостоятельности, независимости по отношению к содержанию всего текста или его части — свойством автосемантичности. Например, абзац, параграф и т.п.
3. Целостность, связность означает, что отдельные части текст логически взаимосвязаны. Следовательно, для понимания текста важно не только понять смысл отдельных слов, фраз, абзацев и т.п., но и выявить, осмыслить существующие между ними логические связи.
2. Понятие о функциональной стилистике
Стилистика — лингвистическая наука о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка в разных сферах использования, особенностях употребления языковых средств в зависимости от содержания и целей высказывания, ситуации и сферы общения.
Стиль (от лат.stilus, stylus – остроконечная палочка для письма, манера письма)- это разновидность языка (речи), обусловленная назначением речи и служащая целям общения людей в той или иной сфере их деятельности. Различие стилей носит функциональный характер.
Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. К важнейшим общественным функциям языка относятся, следующие: 1) общение, 2) сообщение, 3) воздействие. Для реализации этих функций исторически сложились и оформились отдельные разновидности языка, характеризующиеся наличием в каждой из них особых лексико-фразеологических, частично и синтаксических, средств, используемых исключительно или преимущественно в данной разновидности языка. Эти разновидности называются функциональными стилями
Функциональный стиль — исторически сложившиеся разновидность литературного языка, обладающая специфическим набором языковых черт, обусловленных спецификой общения в разных сферах человеческой деятельности и функцией языка в данной сфере общения.
Наличие функциональных стилей связано с различием функций, выполняемых языком. В зависимости от целей общения и сферы употребления выделяют 5 различных функциональных стилей: научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный.
Классификация стилей и подстилей:
1. Научный стиль:
1.1. Собственно научный подстиль
1.2. Научно-учебный;
1.3. Научно-популярный
2. Публицистический стиль
2.1. Газетно-публицистический
2.2. Тележурналистский и радиожурналистский
2.3. Ораторский
3. Официально-деловой стиль
3.1. Собственно законодательный (язык законов)
3.2. Дипломатический (язык международных документов)
3.3. Канцелярский (язык деловых бумаг)
4. Разговорный
4.1. Разговорно-официальный (литературно-разговорный) подстиль
4.2. Неофициальный (обиходно-бытовой)
5. Художественный стиль
В последние годы стали говорить об информативном или рекламной стиле.
Стили и подстили не являются замкнутыми системами, они допускают взаимопроникновение элементов. Однако каждый стиль имеет свои особенности в лексике, синтаксисе, выражается в типе и виде речи. Например, тип речи в научном стиле — нейтральный, в официально-деловом — констатирующий и императивный, в публицистическом и художественном — обусловленный эстетической задачей, в разговорном — обусловленный ситуативно. Типичным видом речи научного, официально-делового и публицистического стилей является монолог, разговорного — диалог и полилог, художественного — монолог, диалог и полилог.
3.1.Краткая характеристика основных функциональных стилей
Научный стиль обслуживает сферу науки, научного знания. Основная функция – сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Характерно наличие терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики. Информация передается логично, последовательно, аргументировано, точно и беспристрастно. В составе лексики преобладают имена существительные, включая немало отвлеченных и вещественных существительных. Синтаксис логизированный, книжный, фраза отличается грамматической и логической полнотой. Основные жанры: диссертация, монография, статья, тезисы, доклад.
Публицистический стиль обслуживает сферу общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений. Гражданская позиция автора в связи с чем-либо выражается прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя). Основные функции- сообщение и воздействие . В этом стиле используются все языковые средства. Для него характерна экономия языковых средств, лаконичность и популярность изложения при информативной насыщенности, широкое использование общественно-политической лексики, стилистически окрашенные средства, метафоры с оценочным значением, разговорные и просторечные фразеологизмы и лексика, нередко часть лексики актуализируется, приобретает новые смысловые оценки; используются средства экспрессивного синтаксиса, элементы разговорной речи. Основные жанры: репортаж, заметка, информация, очерк, статья и др.
Официально-деловой стиль обслуживает сферу официальных деловых отношений. Его основная функция — информативная (передача информации). Для него характерно использование речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного расположения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложносокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, отыменных предлогов, преобладание прямого порядка слов. Основные жанры: приказ, служебная записка, докладная, меморандум, постановление.
Разговорный стиль обслуживает сферу бытовых и профессиональных (но только неподготовленных, неофициальных) отношений. Основная функция – общение. Проявляется в устной форме. Имеет две разновидности: разговорно-официальную (литературно-разговорную) и неофициальную (обиходно-бытовую. Его лексика и фразеология характеризуются использованием общеупотребительных, нейтральных слов, разговорных слов, имеющих эмоционально- экспрессивную и оценочную окраску. Синтаксис характеризуется преобладанием простых предложений, сложносочиненных и бессоюзных, экспрессивных, восклицательных, побудительных, вопросительных и т.д. Основные жанры: беседа, разговор, спор, записка, письмо
Художественный стиль обслуживает сферу художественной литературы. Основные функции — воздействия и эстетическую В нем наиболее полно и ярко отражается литературный и шире, общенародный язык во всем его многообразии и богатстве, становясь явлением искусства, средством создания художественной образности. В этом стиле наиболее широко представлены все структурные стороны языка: словарный состав во всем его смысловом богатстве, со всеми прямыми и переносными значениями слов, грамматический строй со сложной и разветвленной системой морфологических форм и синтаксических типов. Основные жанры: роман, повесть, поэма, стихотворение, баллада и т.п.
Любой стиль и подстиль реально существуют как определенная совокупность текстов, представленных различными жанрами.
Термин «жанр» традиционно применяемый для обозначения рода, разновидности произведений в составе художественной литературы (поэма, роман, повесть и т.д.), в последнее время стал использоваться и по отношению ко всем функциональным сферам употребления языка. Под жанром стали понимать разновидность речи, определяемую данными условиями ситуации с целью употребления. Жанр — это исторически сложившаяся, устойчивая разновидность какого-либо творческого произведения.
Поскольку основным исходным «сырьем», используемым в процессе АСПИ, выступают документы, то знание основных жанров и особенностей текстов документов, относящихся к тому или иному функциональному стилю является чрезвычайно важным.