Для успешного осуществления упомянутых подходов необходимо использовать опыт

В связи с присоединением России к Болонскому процессу Минобрнауки РФ все чаще говорит о необходимости перехода к новым стандартам высшего профессионального образования (ВПО). Один из вариантов изменений — кредитно-модульная система. С точки зрения студента все довольно просто — необходимо за время учебы набрать определенное количество кредитов, выбирая соответствующие предметы для обучения. Сложности скрываются в организации и деталях.

Основные принципы

Как сохранить достижения отечественной системы образования и интегрироваться в Болонский процесс?

Артур Демчук, заместитель председателя Учебно-методического совета (УМС) по философии, политологии и религиоведению Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию, рекомендует обратиться к совместной работе специалистов Ассоциации классических университетов России и МГУ им. М. В. Ломоносова «Проблематика и возможные подходы к проектированию нового Перечня направлений (специальностей) высшего профессионального образования (ВПО) и государственных образовательных стандартов ВПО третьего поколения для классического университетского образования» (Салецкий А. М., Караваева Е. В., Богословский В. А. — Москва, 2005). Здесь сделана попытка совместить кредитно-модульную систему с многоуровневостью высшего образования. Разработчики придерживаются следующих принципов.

  1. Преемственности (для обеспечения сохранения традиций, фундаменталь-ности и качества классического университетского образования).
  2. Постепенности (для возможности корректировки и адаптации в зависимости от дальнейшего развития реформы образования).
  3. Узнаваемости (для создания условий и механизмов обеспечения узнавания и признания российского образования в Болонском процессе).

Для успешного осуществления упомянутых подходов необходимо использовать опыт реализации многоуровневого высшего профессионального образования, имеющийся во многих вузах. В частности, в качестве рабочей модели при проектировании государственных образовательных стандартов разработчики во многом опирались на опыт университетов, использующих в своей практике сопряженную схему подготовки выпускников: 4 года (бакалавр), 4+1 (специалист), 4+2 (магистр).

Преимущества такого подхода:

  • возможность последовательного освоения основных образовательных программ (ООП) разных уровней: бакалавра (первый уровень), специалиста или магистра (второй уровень);
  • обеспечение фундаментальности образования и научных традиций;
  • сохранение основных преимуществ пятилетнего образования;
  • преемственность образовательных программ разных уровней; отсутствие дублирования дисциплин в учебных модулях;
  • возможность асинхронной организации учебного процесса, возможность выбора продолжительности обучения;
  • возможность конкурсного отбора при переходе с уровня на уровень.

Механизм последовательной реализации образовательных программ разного уровня опирается на очень важную деталь — наличие профилизаций в основных образовательных программах бакалавра. Следует подчеркнуть, что профилизация бакалавра представляет собой прежде всего фундаментальную основу его базового образования и условие продолжения обучения на втором уровне высшего профобразования (специалиста или магистра).

Предполагается сохранить квалификационные характеристики выпускников, где были бы указаны область, объекты, виды и обобщенные задачи профессиональной деятельности. При этом выпускники с квалификацией бакалавра, специалиста или магистра по направлению должны быть подготовлены к решению профессиональных задач, соответствующих уровню их квалификации.

Компетенции

Компетенции — краеугольный камень в новом подходе к образованию.

Разработчики остановились на подходах, предложенных европейскими экспертами в ходе воплощения в жизнь многолетнего (с 2000 года) международного проекта «Настройка образовательных структур в Европе» (TUNING). В соответствии с этими предложениями можно использовать понятия общих и специальных компетенций. К общим относят:

  • инструментальные (общенаучные), включающие в себя базовые общие знания в области математики и естественных наук, гуманитарных и социально-экономических наук; базовые компьютерные и лингвистические навыки; умение извлекать и анализировать информацию из различных источников; способность понимать и использовать новые идеи; способность организовать и планировать работу и др.;
  • межличностные (социально-личностные), включающие в себя способность к критике и самокритике, терпимость, умение работать в коллективе, общую культуру, приверженность к этическим ценностям;
  • системные (в том числе организационно-управленческие), включающие в себя способность применять полученные знания на практике; способность к адаптации к новым ситуациям; знание организационно-правовых основ своей деятельности, способность организовать работу и др.
  • К специальным (профессиональным) компетенциям причисляют:
  • базовые общепрофессиональные знания в избранной сфере деятельности;
  • профессионально профилированные (специализированные) знания в соответствии с конкретной профилизацией или специализацией выпускника.

В государственных стандартах высшего образования третьего поколения набор общих компетенций для одного направления образования должен быть одинаков, а наборы специальных компетенций для бакалавра, специалиста и магистра — отличаться по объему: количество компетенций возрастает на разных уровнях образования. Каждая компетенция выпускника должна обеспечиваться определенным набором дисциплин (или практик), объединенных в соответствующие модули, а содержание модулей дисциплин полностью соответствовать уровню компетенций.

Кредитно-модульная структура

Существенно новый подход к построению образовательных программ ВПО третьего поколения предполагает внедрение модульных технологий.

Понятие «модуль образовательной программы» используют для обозначения совокупности дисциплин и практик, обеспечивающих те или иные компетенции выпускника.

Вся основная образовательная программа (ООП) бакалавра поделена на три части: (Б. I) общеобразовательную; (Б. II) основную образовательную (ядро профессиональной подготовки); (Б. III) дополнительную образовательную (факультативы).

В общеобразовательной части ООП бакалавра выделено три блока (в зачетных единицах — з.е.):

  • поддерживающий (фундаментальный) блок  (50‑70 з.е.) — совокупность модулей дисциплин, без освоения которых невозможно изучать предметы основного блока. Модули поддерживающего блока формируют общенаучные компетенции выпускника;
  • гуманитарно‑социальный (25‑30 з.е.), формирующий гуманитарные, общекультурные, социально-личностные и коммуникативные компетенции;
  • организационно-экономический блок (10‑15 з.е.), формирующий системные, организационно-управленческие и экономические компетенции.

В основной образовательной части ООП бакалавра выделено два блока:

  • основной профессиональный (теоретический) блок (80‑110 з.е.) — совокупность модулей дисциплин, составляющих ядро основной образовательной программы и формирующих базовые общепрофессиональные и специальные профессионально профилированные компетенции выпускника;
  • переносимый (практический) блок (36‑40 з.е.), обеспечивающий перенос знаний на практику и включающий в себя базовые учебные и производственные практики, курсовую и выпускную работы.

Дополнительная образовательная часть ООП бакалавра (факультативы, 10‑15 з.е.) содержит совокупность факультативных дисциплин. Время, отведенное на дополнительную часть программы, дает возможность обучающимся расширить свои знания начальными (базовыми) модулями из других образовательных областей или использовать эти кредиты для углубления знаний в основной области (например, осваивать дисциплины второго уровня подготовки, если это позволяют делать «условия предшествования»).

В кредитно-модульную структуру подготовки специалиста и магистра входит в качестве обязательной части ООП бакалавра, которая служит фундаментальной основой образовательных программ второго уровня ВПО.

ООП специалиста (общая трудоемкость 60 з.е.) и ООП магистра (общая трудоемкость 120 з.е.) состоят из трех блоков:

  • поддерживающего (фундаментального) — 3‑5 з.е. для специалиста и 8‑12 з. е. для магистра;
  • основного теоретического (ядро специальности или магистерской программы) — 8‑12 з.е. и 28‑32 з.е. соответственно;
  • переносимого профессионального (практического и научно-исследовательского) — 43‑49 з.е. и 78‑82 з.е.

Блочно-модульная структура ООП первого и второго уровней ВПО предполагает дифференциацию модулей всех блоков (кроме дополнительного) на базовые, профессионально профилированные и по выбору.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x