Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики.

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет –это законодательно утвержденный баланс доходов и расходов государства предусматриваемый на 1 год исходя из прогноза потребностей страны и результатов хозяйственной деятельности субъектов рынка. Через бюджетную систему реализуются функции бюджета: распределительная и контрольная.

Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций (Осуществляют ее государственное казначейство)

Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных струк­турных звеньях экономики. (Осуществляют ее налоговые инспекции, Центральный банк и другие органы).

Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ре­сурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздей­ствия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, вы­дачи субсидий, трансфертов и т. д.

К бюджету относятся также различные внебюджетные фон­ды или денежные средства, имеющие целевое назначение. По своему количе­ственному составу они не всегда включаются в состав бюджета. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Это пенсионные фонды, фонды социального и мед.страхования, внебюджетные и другие, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета. Число их постоянно увеличивается по мере усложнения экономических и социальных связей. Финансовые отношения которые возникают между предприятиями, населением, учреждениями с государством –это бюджетные отношения. Эти отношения складываются на основе расходов и доходов государственного бюджета.  Доходы и расходы бюджета это особые экономические формы на основе которых происходит перераспределение созданных в обществе финансовых ресурсов.

Доходы – экономические отношения возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.  Форма проявления этих отношений различные виды платежей, которые имеют материально-вещественное воплощение в виде денежных средств, мобилизируемых в бюджетный фонд.  Система доходных поступлений строится на базе налогов и сборов.

Расходование государственного бюджета это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его  использование на нужды хозяйства и выполнение функций государства с учетом общественного назначения расходов. Бюджетные средства могут выделяться на: нужды народного хозяйства; социально-культурные мероприятия; оборону; управление. Доходная часть бюджета регулирует экономические процессы посредством налоговых ставок и налоговых льгот. Процесс налогового регулирования связан чаще всего с манипулированием ставок налогов, процентов определяющих долю изымаемого дохода. Состояние государственного бюджета зависит от состояния его балансовых сторон. Нормальное состояние если расходная часть бюджета равна доходной. Дефицитное состояние –если расходы больше доходов. Величина на которую доходы государственного бюджета превышают его расходы называется профицитом. Дефицит государственного бюджета не является опасным для экономики на уровне 2-3% ВНП при превышении этого уровня нарушается функционирование денежной и кредитной системы и всей экономики в целом.

Основными причинами дефицита государственного бюджета являются:

1) падение доходов в условии кризисного состояния и стагнации(застоя) экономики;

2) уменьшение суммы налогов получение суммы налогов поступающих в государственный бюджет;

3) увеличение бюджетных расходов;

4) непоследовательная финансово–экономическая политика; 5) милитаризация.

Снижение бюджетного дефицита обеспечивается такими мерами как:

1) конверсия;

2) переход от финансирования к кредитованию;

3) постепенная ликвидация дотаций убыточного предприятия;

4) снижение расходов на управление государством;

5) изменение системы налогообложения;

6) повышение роли местных бюджетов. Дефицитный бюджет ведет к государственному долгу.

Внешний долг –задолженность государства иностранным гражданам, организациям, фирмам.

Внутренний долг –задолженность государства гражданам, организациям, фирмам данной страны.

Государственный долг –общий размер задолжности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x