Предметом курса «Финансы» является система финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств во всех сферах народного хозяйства страны.
Актуальность и значимость дисциплины. Формирование системы финансовых экономических отношений, возникающих по поводу образования и использования фондов денежных средств, — сложный, актуальный и значимый процесс. Его изучение позволит студенту разбираться в особенностях финансовой политики каждого субъекта экономики: государства, местного самоуправления, предприятий, организаций, домашних хозяйств.
Особенности изучения дисциплины. Методом его познания служит материалистическая диалектика. В соответствие с ним все экономические явления и процессы, в том числе финансовые, рассматриваются в их взаимосвязи, взаимозависимости и развитии с учетом конкретных исторических условий. Финансовая наука выработала и применяет различные способы и приемы познания финансовых отношений. К ним относятся: статистическое наблюдение, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, моделирование процессов, постановка экспериментов, обобщение опыта и др.
Цель учебной дисциплины «Финансы»: формирование у будущих специалистов твердых теоретических знаний и практических навыков в области финансов и кредита. При дальнейшем изучении специальных дисциплин, знания, полученные по дисциплине «Финансы и кредит», конкретизируются.
Задачи изучения дисциплины. В ходе изучения дисциплины перед студентами ставятся следующие задачи:
1) изучить содержание основных финансово-кредитных категорий;
2) приобрести знания для использования их в практике финансово-кредитной работы;
3) уметь анализировать современные проблемы в области финансов и кредита и находить направление их решения.
Результатом изучения дисциплины должны быть знания содержания категорий, используемых в финансово-кредитной науке; функции категорий, их применение в практике РФ; современные финансово-кредитные проблемы РФ.
Взаимосвязь с другими экономическими дисциплинами. Изучение этой дисциплины строится на полученных знаниях в области основ экономической теории, экономики предприятия, менеджмента. Следовательно, эта дисциплина связана с общими дисциплинами: основы экономической теории, экономика предприятий, менеджмент. При дальнейшем изучении специальных дисциплин, знания, полученные по дисциплине «Финансы и кредит», конкретизируются.
Структура курса «Финансы». Курс состоит из трех разделов, 16 тем.
Первый раздел «Понятие финансов и управление ими» (1-4 темы); второй раздел «Государственные и местные (муниципальные) финансы» (5- 9 темы); раздел третий « Финансовые системы развитых стран в мировом хозяйстве: общая характеристика, тенденции и проблемы развития» (темы 10-16).
В процессе изучения курса «Финансы» студенты, обучающиеся по специальности «Финансы и кредит», должны:
1. Усвоить необходимый объем теоретических знаний, финансовых категорий и терминов;
2. Приобрести практические навыки финансового анализа.
3. Ознакомиться с существующей нормативной базой бюджетного финансирования.
4. Разбираться в основных современных финансовых проблемах РФ.
Объем и сроки изучения курса. Курс «Финансы» изучается в течение одного семестра, объем курса – для специалистов специальности «Финансы и кредит» 150 часов, для бакалавров специальности «Финансы и кредит» – 146 часов.
Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов. Изучение предмета предполагает прослушивание студентами лекций, участие в семинарских занятиях и самостоятельную работу. Объем самостоятельной работы составляет до 50 процентов времени, отведенного на изучение дисциплины. Самостоятельная работа, таким образом, является важным условием успешного освоения курса.
Виды контроля знаний. Курс «Финансы» предполагает использование различных видов контроля: в ходе семинарских занятий – контрольные работы, тесты – по первым двум разделам курса, а также проведение коллоквиума по третьему разделу. Каждый студент выполняет курсовую работу по дисциплине.
Критерии оценки знаний. В завершение изучения курса студенты сдают экзамен, оценка на экзамене является итоговой: учитывается не только качество ответа на экзамене, но и качество самостоятельной работы, проявленной активности и ответов на семинарском занятии, оценок, полученных по тестам, контрольным работам, на коллоквиуме.