Проблемы развития предпринимательства в азербайджанской республике

Рыночная система хозяйствования, последовательно утвердившаяся в Азербайджане, базируется на предпринимательском типе экономической системы, где государство выполняет активную регулирующую функцию. При рыночной экономической системе предприниматель стал активным субъектом экономического процесса. В современных условиях в Азербайджане частный сектор создает более 84% ВНП страны. Поэтому исследование проблем предпринимательства в нынешних условиях Азербайджана представляется весьма актуальной.

Выбор объекта исследования продиктован необходимостью изучения научно- практических проблем предпринимательской деятельности в период становления национальной экономики на базе рыночных отношений, с целью поиска резервов и разработки наиболее эффективных форм и направлений формирования и развития предпринимательства, научного обоснования его государственной защиты и стимулирования. Не случайно, в странах с переходной экономикой, в том числе в Азербайджане, в связи с переходом к рыночной экономике многие известные экономисты уделяют пристальное внимание важнейшим проблемам становления и развития предпринимательства, его роли в экономике, особенностям его формирования и т.п. В последние годы в республике приобрела широкое признание необходимость обеспечения высоких темпов устойчивого социально- экономического развития. По мере экономического роста главной целью экономической деятельности является создание благоприятных жизненных условий для населения.

В основе обеспечения высокого экономического роста лежат глубокие экономические реформы, проведенные в стране после достижения самостоятельности, направленные на развитие многоукладной экономики. В результате целенаправленных мер частный сектор значительно укрепился. С 1995 г. по 2007 год количество мелких предприятий выросло с 7226 до 12232 единиц, иностранных и совместных предприятий с 293 до 863 единиц. Переход рыночном отношениям и развитие предпринимательства требуют поддержки функционирования малых предприятий, способных ускорить социальные преобразования, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места, поднять уровень жизни населения, оперативно реагировать на изменения потребительского сектора активизировать структурную перестройку. Однако степень вовлеченности в трудовую деятельность населения, в настоящем и потенциальные возможности в перспективе, определяет необходимость поднятия уровня оплаты труда на малых предприятиях, для чего необходима государственная поддержка малого и среднего предпринимательства.

Переход к рыночным отношениям и формирование предпринимательства республики сопровождались значительным улучшением уровня жизни определенной группы населения, занятого в новых предпринимательских структурах. Достижение современных качеств социально-экономического роста и развитие предпринимательства – взаимосвязанные процессы, предполагающие: решение проблем эффективной занятости; рациональное использование ресурсов; увеличение объема и качества продукции; совершенствование отраслевой структуры; привлечение иностранных инвестиций; повышение доли потребительского сектора. С переходом на рыночные отношения правительство страны, как приоритетное направление реформирования национальной экономики Азербайджана, провозгласило создание малых предприятий и широкие развитие малого бизнеса.

В Азербайджане под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Азербайджанской Республики, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектом малого предпринимательства, не выше 25%, и в которых средняя численность работников не более предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60, в оптовой торговле – 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. К субъектам малого предпринимательства также относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

Малое предпринимательство в Азербайджане начало развиваться с конца 80-х гг. За это время принято уже более 50 законов и других нормативных актов по становлению и развитию данного сектора экономики.

По статистике количество малых предприятий то растет, то уменьшается, многие из них не проходят юридическую перерегистрацию и пополняют теневой сектор. В середине 90-х гг. стала вводиться упрощенная система налогообложения, по которой малыми предприятиями могут быть только те структуры, где численность работающих не превышает 15 человек, независимо от вида деятельности. Таким образом, различные органы управления используют два критерия отнесения предприятий к малым по численности занятых: для статистической отчетности и для целей налогообложения. В настоящее время все большее распространение в налогообложении получает система вмененного дохода, когда малые предприятия используют другие критерии при расчете размеров будущего налога и корректируют его в зависимости от итогов работы в отчетном периоде.

В соответствии с «Государственной программой развития малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике (2002-2005г.)» государственная поддержка малого бизнеса должна осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрошенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и налоговой отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными организациями;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

В настоящее время в странах СНГ наблюдаются процессы, характеризующиеся незавершенностью формирования развитого сегмента малого и среднего предпринимательства. В большинстве своем эти процессы связаны с теми трудностями, которые стоят перед экономикой вышеназванных стран, особенно перед субъектами, действующими в так называемой периферийной зоне. В целом в ряде наших стран, когда разговор заходит о проблемах предпринимательства, почему-то очень редко в качестве причины фигурирует отсутствие у государства четкой региональной политики, направленной на стимулирование хозяйственного развития отстающих районов. Тем не менее, именно из-за ее отсутствия, разрыв между центром и периферией все больше увеличивается. В частности, в Азербайджанской Республике проблема депрессивных регионов стоит наиболее остро. Дело в том, что в большинстве этих регионов, за очень небольшим исключением, нет ни одного значительного предприятия или, скажем, нескольких эффективно работающих фирм и, значит, уровень налоговой базы является очень низким. Подавляющее большинство всех ведущих субъектов экономики, а, следовательно, и предпринимательская активность, сосредоточен в Баку. Такая диспропорция в размещении производственного потенциала имела место и в прежние годы, однако в последнее время разрыв между центром и периферией приобрел более гипертрофированные формы. Так, на Апшеронском полуострове сосредоточены практически до 90% всех действующих производственных фондов страны. Этот факт приводит к тому, что значительная часть трудоспособного населения страны также концентрируется на территории Бакинской агломерации.

Таким образом, свыше трети населения Азербайджана в настоящее время проживает на территории составляющей 3 – 3,5% от общей площади страны. Кроме того, слабая хозяйственная база и, соответственно, отсутствие достаточного числа рабочих мест делает процесс миграции населения из периферии в центр устойчивым явлением. В этой связи большое значение в республике имеет принятая в 2009 году, вторая по счету целенаправленная «Программа социально-экономического развития регионов Азербайджана на 2009-2013 г».

Так или иначе, обнаруживается тенденция позволяющая говорить, что в отношении центра к периферии наметился определенный поворот. Выборочный подход к их решению должен быть индивидуальным. Но при всей индивидуальности подхода должна прослеживаться и очевидная системность, обеспечивающая устойчивость региональной политики государства. В Минэкомразвития республики периодически обращаются иностранные компании желающие инвестировать свои средства в экономику Азербайджанской Республики, государство же в сложившихся условиях, должно более активно направлять инвесторов в определенные, приоритетные для государства, ареалы и города и ограничивать размещение предприятий в Баку и прилегающих к нему экономически перенасыщенных зонах. Такая политика почти не требует государственных затрат и очень эффективно в период экономического роста. В данном случае вмешательство государства может быть осуществлено посредством воздействия на профессиональную переориентацию рабочих на месте, через изменение качества рабочей силы – государственное или частное переобучение – или через субсидии предпринимателям на создание и сохранение рабочих мест. Так, намерение правительства построить вместе с французской автомобилестроительной компанией «РЕНО» завода по выпуску отдельных моделей ее автомобилей в Гяндже, несомненно потребует осуществления затрат на профессиональную переподготовку рабочих из числа местных кадров.

Кроме того, по отношению к местным хозяйствующим субъектам в регионах, особенно новым, государство должно использовать практику предоставления грантов и субсидий. Они могут быть разовыми, временными и постоянными, в зависимости от характера деятельности. Государство должно активно участвовать и в процессе формирования региональных рынков. Сегодня в развитых странах мира национальный рынок представляет собой систему региональных рынков. Современный региональный рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей. Более того, региональный рынок имеет открытый характер и развитые экономические связи с другими регионами и странами мира. Наша страна подходит к такому этапу своего развития, когда именно от состояния дел в регионах будут зависеть перспективы становления здорового и устойчивого национального рынка. Формирование региональных рынков в этой связи имеет исключительное значение, как с точки зрения прогнозирования развития локальных форм организации хозяйства, так и с точки зрения их влияния на состояние дел в национальной экономике в целом.

Это в свою очередь означает, что для хозяйствующих субъектов на местах необходимо создавать такие условия, которые позволяли бы им наиболее полно реализовывать свои возможности, опираясь в первую очередь на местную рыночную инфраструктуру. На наш взгляд именно такой подход сегодня наиболее приемлем и безальтернативен по своей сути.

Источник:  журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук»

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x