Хотя овладение профессией предполагает наличие знаний о данной профессии, мы считаем необходимым выделение теоретического компонента как самостоятельного составного элемента готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, так как именно знания о будущей профессии, технологий, применяемых для ее успешного выполнения, обеспечивают студентам возможность выполнения профессиональных функций.
Поэтому мы останавливаемся на выделении в структуре готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности следующих компонентов: мотивационно-ценностного, теоретического, операционально-деятельностного (исполнительского, по определению В. А. Сластенина). Данные компоненты готовности к профессиональной деятельности свойственны студентам всех специальностей.
Мотивационно-ценностный компонент готовности студентов к профессиональной деятельности определяет избирательную направленность личности на профессиональную деятельность в определенной сфере. Этот компонент несет в себе комплекс представлений о себе как о профессионале (профессиональная Я-концепция). Без мотивационной направленности студента на овладение избранной профессией, без сформировавшейся и устоявшейся системы ценностных ориентаций, формирование готовности студента к будущей профессиональной деятельности будет протекать с минимальным успехом, даже при наличии высокого интеллектуального уровня студента и стремления к творчеству. Данный компонент отражает сформировавшееся ценностное мировоззрение, основанное на гуманистических принципах уважения к каждому человеку, какими бы особенностями он не обладал, направленностью специалиста на толерантное восприятие партнера по взаимодействию, сформированность ценностей, отвечающих требованиям профессии.
Теоретический компонент является основой дееспособности всех компонентов готовности студентов вуза к будущей профессиональной