Данный подход, определяя изменение характера учебного процесса

Данный подход, определяя изменение характера учебного процесса, предполагает и изменение основной схемы обучения, переводя ее в режим взаимодействия. Данная схема имеет следующую субъект-субъектную структуру: SS. В нашем исследовании данная позиция будет положена в основу разрабатываемой системы.

Понять процессы развития, происходящие в системе возможно опираясь на синергетический подход, основной качественной характеристикой которого является самоорганизация, которая рассматривается в этом случае как «процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования, содействующих самодостраиванию, самовосстановлению и самоизменению данного системного образования» [7, с.142].

П. И. Третьяков, исследуя данный подход, так же акцентирует внимание на том, что именно он предполагает учет природосообразной самоорганизации субъекта. Он пишет, что «практически, это означает принятие во внимание всех компонентов человеческого «само» в деятельности любой социально-педагогической системы» [8, с.8-9].

Синергетический подход довольно важен при разработке системы, которая рассматривается нами как ряд приобретаемых в ходе обучения элементов разного опыта, связанных между собой таким образом, что сведения, полученные из одного опыта, служат развитию и обогащению новым опытом.

Таким образом, синергетический подход, позволяет увидеть, что в разрабатываемой нами системе должно происходить постоянное саморазвитие субъекта образовательной деятельности, а значит и сама система должна постоянно развиваться.

Как указывают В. И. Андреев, Л. М. Лузина, Е. Н, Степанов, Г.И. Третьяков в своих работах, основной особенностью синергетичсских проявлений является «упорядоченность и целенаправленность» сложной системы, при относительной неупорядоченности отдельных подсистем [9]. С его позиции возможно природосообразное сочетание факторов включения студентов в проектную деятельность, которое учитывает в первую очередь человеческий фактор, а так же особенности и характер данной деятельности. Все это позволяет рассматривать разрабатываемую нами систему как довольно гибкую и динамичную.

При построении системы исходными для нас явились системный, личностно-ориентированный и синергетический подходы, позволившие выделить необходимость определения взаимосвязи и взаимодействия основных компонентов системы: личностного, когнитивного, технологического, выделения студента как самосознательного, самоответственного и самоорганизующегося субъекта собственного развития и обучения. Все это позволяет рассматривать систему подготовки студентов к проектной деятельности, как совокупность взаимосвязанных компонентов, состоящих из цели, направленной на повышение уровня включенности студентов в проектную деятельность; специально отобранного содержания, подразумевающего последовательную организацию информационно-исследовательского, практико-ориентированного, продуктивно-творческого видов данной, деятельности; соответствующих форм, методов и полученного результата (продукта).

Учитывая результаты исследования данной проблемы, можно сказать, что система подготовки студентов к социально-проектной деятельности представляет собой определенный конструкт, включающий основные структурные элементы проектирования, их упорядочения, обусловленный интегративно объединенными устойчивыми связями, предполагающими включение компонентов, содержание по разработке замысла – проекта, его реализации и прогнозирование результатов в виде создания новых социальных проектов.

Таким образом, система – это совокупность личностного, технологического, и когнитивного компонентов, соответствующих выделенным этапам проектной деятельности студентов, ведущих к получению социального проекта.

Опишу компоненты________________________

Личностный компонент.

Когнитивный компонент, определяющий наличие знаний (теоретических и практических), необходимых для выполнения профессиональной деятельности,

Технологический

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x