Более расширенно представлены компоненты системы по Б.Т. Лихачеву:
— целенаправленная педагогическая деятельность и ее носитель-педагог;
— воспитуемые как субъекты и объекты педагогического процесса;
— содержание педагогического процесса;
— организационно-управленческий комплекс;
— педагогическая диагностика;
— критерии эффективности педагогического процесса;
— организация взаимодействия с природной и общественной средой.
В.П. Беспалько, в основном придерживаясь подобной точки зрения, подходит к выделению компонентов системы более технологично, определяя их как цель, содержание и студента (как составляющих задачу системы, исходное состояние); методы, формы, средства и преподавателя (как технологию, пути решения задач). Он отмечает, что «данный подход справедлив для любой педагогической системы, где действует закон: цель — средства — результат» [5, с.7].
Таким образом, системообразующими компонентами системы выступают личностный компонент (включающий ведущие потребности личности, самооценку творческого потенциала личности, а так же и самооценку студента), когнитивный (как определение способности к саморазвитию и самообразованию и пр.) и технологический (отражающий взаимодействие и сотрудничество преподавателя и студента).
Данная точка зрения важна нам при построении системы подготовки студентов к проектной деятельности, которая является неотъемлемой частью всего процесса обучения.
Следовательно, правомерно говорить о системе, основными составляющими которой будут личностный, технологический и когнитивный компоненты.