В данном параграфе предпринята попытка теоретического обоснования и изучения системы подготовки студентов к социально-проектной деятельности.
Новые социально-экономические реалии потребовали пересмотра системы высшего профессионального образования в сторону усиления его практической и личностной ориентированности.
Вследствие этого актуализируется необходимость в подготовке бакалавра социальной работы, который умеет практически действовать и адекватно оценивать результаты своей деятельности. Необходимо отметить, что только в стандартах третьего поколения четко разделены области профессиональной деятельности между специалистами и бакалаврами социальной работы.
В связи с тем, что мы рассматриваем социально-проектную деятельность в системе подготовки бакалавров социальной работы, остановимся на определении самой «системы». В современной литературе встречается огромное количество определений понятия «система». Обратимся к рассмотрению данной дефиниции в словарях.
В Энциклопедическом словаре [Энциклопедический словарь. Гл. ред. Б. А. Введенский. Т. 2, М., «Советская энциклопедия», 1964. 736с. с.391.] система определяется как целое, образованное согласованием, взаимоподчинением составляющих его частей, элементов.
В Толковом словаре русского языка [Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.] дается следующая характеристика – это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.
В Большой Советской Энциклопедии [http://slovari.yandex.ru/система%20это/Лопатников/Система/] – как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.
Как мы видим из представленных выше определений, термин «система» можно определить с помощью таких терминов, как «целое», «единство», «элемент», «связь» (или «взаимосвязь»).
Основными признаками системы являются:
— целостность системы (разбиение системы приводит к понятию элемента, функции и свойства которого отличаются от системных, но взаимосвязаны со свойством целого);
— взаимосвязанность элементов системы;
— характеристика ее структуры как по «горизонтали» (связи между однотипными компонентами), так и по «вертикали» (иерархия уровней);
— представление системы в качестве целого, связанного с внешней средой, имеющего, как источник возникновения, так и перспективы развития [9].
Таким образом, характеризуя систему, можно особо выделить именно целостность избирательно вовлеченных компонентов, взаимодействие и взаимоотношения которых направлены на получение фокусированного результата. В позиции данных авторов для нас важно то, что система рассматривается ими не только как совокупность отдельно взятых компонентов, а как их органическая связь и взаимопроникновение друг в друга, что обязательно будет учтено нами при разработке авторской системы организации проектной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки.
Прежде всего, уточним свою позицию к термину подходПОЧЕМУ ЭТО НАМ НАДО?. Как считают исследователи Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина, подход – это «ориентация учителя или руководителя образовательного учреждения