Семинар 1. Концепция промышленного маркетинга
Цели:
- дидактическая: проверка и оценка знаний, умений
- воспитательная: воспитание чувства ответственности, добросовестности;
- развивающая: развитие воображения;
Структура семинара:
- оргмомент;
- постановка целей, ответы на вопросы студентов по материалу темы 1;
- инструктаж по выполнению письменной работы (распределение вариантов, выдача заданий по вариантам, охватывающим вопросы:
1) Типология продукции производственно-технического назначения ( ППТН).
2) Промышленные рынки.
3) Особенности рынка продукции промышленно- технического назначения.
- организация выполнения письменной работы;
- разбор ситуаций по рассмотрению особенностей маркетинга на отдельных рынках продукции производственно-технического назначения (ППТН): — постановка проблемы по теме;
— распределение студентов по микрогруппам;
— распределение ролей в микрогруппах;
— выполнение задания;
— защита выполненного задания;
— общее обсуждение ситуации.
- подведение итогов.
Приемы активизации: опора на изученный материал по теме семинара при разборе проблемной ситуации, вопросы.
Задание на следующий семинар: Подготовка к проверке знаний по теме 2.
Семинар 2. Маркетинговые исследования промышленных рынков
Цели:
- дидактическая: углубление и закрепление знаний по рассматриваемой теме;
- воспитательная: воспитание интереса к выбранной специальности;
- развивающая: развитие воображения, внимания;
- сопутствующая дидактическая: проверка и оценка знаний, акцент на межпредметные связи с дисциплинами «Основы маркетинга», «Маркетинговые исследования».
Структура семинара:
- оргмомент;
- вступительное слово преподавателя, нацеливание, ответы на вопросы студентов по материалу темы 2;
- повторение материала лекции по вопросам:
1) Специфика исследования конъюнктуры рынка сырьевых товаров.
2) Особенности изучения рынков машин и оборудования.
3) Организация маркетинговых исследований рынков ППТН- средств труда.
4) Источники маркетинговой информации о рынках ППТН.
- устный опрос;
- обобщение по повторению и инструктаж по самостоятельной работе;
- самостоятельная работа в парах по составлению схем маркетингового исследования рынков ППТН-средств труда и ППТН-предметов труда;
- подведение итогов.
Приемы активизации: дополнение устных ответов, продолжение ответов, примеры к ответам.
Задание на следующий семинар: Подготовка к проверке знаний по теме 3.
Семинар 3. Процесс закупки в промышленной среде
Цели:
- дидактическая: закрепление и проверка знаний, систематизация;
- воспитательная: воспитание самостоятельности, умения анализировать и синтезировать информацию, умения выступать перед аудиторией;
- развивающая: развитие памяти, умения выделить главное;
- сопутствующая дидактическая: повторная выработка навыков и умений.
Структура семинара:
- оргмомент;
- вступительное слово преподавателя, нацеливание на проведение экономического диктант-опроса, ответы на вопросы студентов по материалу темы 3;
- проведение экономического диктант-опроса по блокам темы:
1) Процесс покупки в промышленной среде.
2) Модель процесса покупки.
3) Состав и размер закупочного центра.
4) Критерии, влияющие на выбор поставщика.
5) Мотивация промышленного покупателя.
6) Тактика поставщиков с учетом ситуации покупки.
- выставление баллов;
- разбор ситуаций по определению критериев, влияющих на выбор поставщика ППТН-средств труда и ППТН-предметов труда:
— постановка проблемы по теме;
— распределение студентов по микрогруппам;
— распределение ролей в микрогруппах;
— выполнение задания;
— защита выполненного задания;
— общее обсуждение ситуации.
- подведение итогов.
Приемы активизации: опора на изученный материал по теме семинара при разборе проблемной ситуации, вопросы практического характера.
Задание на следующий семинар: Подготовка к проверке знаний по теме 4.
Семинар 4. Товарная политика в промышленном маркетинге
Цели:
- дидактическая: повторение и закрепление знаний, систематизация;
- воспитательная: воспитание чувства ответственности, навыков самостоятельности;
- развивающая: развитие умения сосредоточиться на основном, абстрагироваться о второстепенного;
- сопутствующая дидактическая: развитие памяти, умения аналитически мыслить;
Структура семинара:
- оргмомент;
- вступительное слово преподавателя, нацеливание, ответы на вопросы студентов по материалу темы 4;
- инструктаж по индивидуальной самостоятельной работе – составлению тестовых заданий по теме 4, затрагивающих вопросы:
1) Планирование ассортимента.
2) Показатели качества ППТН.
3) Факторы, влияющие на формирование и изменение качества.
4) Критерии выбора упаковки ППТН. Классификация факторов, влияющих на выбор упаковки.
5) Категории упаковки. Виды упаковки.
6) Маркировка промышленных товаров. Эко- маркировка.
- выполнение индивидуальной самостоятельной работы по составлению тестовых заданий;
- обмен тестовыми заданиями и проведение тестирования;
- подведение итогов.
Приемы активизации: опора на изученный материал по теме семинара при разработке тестовых заданий, интересная формулировка вопросов.
Задание на следующий семинар: Подготовка к проверке знаний по теме 5.
Семинар 5. Ценовая политика в промышленном маркетинге
Цели:
- дидактическая: углубление и закрепление знаний;
- воспитательная: воспитание добросовестности; навыков самостоятельности;
- развивающая: развитие интереса к специальности, культуры речи.
- сопутствующая дидактическая: проверка и оценка знаний, акцент на межпредметные связи с курсами «Ценообразование» и «Международный маркетинг».
Структура семинара:
- оргмомент;
- вступительное слово преподавателя, нацеливание, ответы на вопросы студентов по материалу темы 5;
- повторение материала лекции по вопросам:
1) Особенности цены как средства промышленного маркетинга.
2) Виды цен.
3) Факторы, влияющие на уровень цен на сырье.
4) Факторы, влияющие на уровень цен на оборудование.
- устный опрос части студентов группы и одновременное тестирование неопрашиваемых устно;
- выставление оценок;
- постановка проблемы ранжирования факторов, влияющих на уровень цен на ППТН-средства труда и ППТН-предметы труда
- работа по типу КМД (коллективной мыслительной деятельности) по обоснованию проранжированного ряда факторов, влияющих на уровень цен на промышленных рынках (внутренних и международных);
- подведение итогов.
Приемы активизации: приведение примеров из периодических изданий и собственного опыта, вопросы.
Задание на следующий семинар: Подготовка к проверке знаний по теме 6.
Семинар 6. Организация сбыта товаров промышленного назначения
Цели:
- дидактическая: проверка и оценка знаний, умений
- воспитательная: воспитание организованности;
- развивающая: развитие умения сосредоточиться на основном, абстрагироваться о второстепенного;
- сопутствующая дидактическая: повторная выработка навыков и умений.
Структура семинара:
- оргмомент;
- постановка целей, ответы на вопросы студентов по материалу темы 6;
- работа с конспектом и учебным пособием по дисциплине с целью составления вопросов по теме;
- инструктаж по выполнению письменной работы (распределение вариантов, выдача заданий по вариантам, охватывающим вопросы:
1) Формы поставок средств производства на рынок в зависимости от степени завершенности производственного цикла товара: комплектные поставки, поставки готовой продукции, поставки деталей и узлов в разобранном виде.
2) Формы поставок средств производства по видам услуг: инжиниринг, техобслуживание, снабжение запчастями, аренда оборудования (рейтинг, хайринг, лизинг), обучение специалистов.
3) Система сервиса в сбытовой политике.
4)Транспортировка ППТН. Способы перевозки машин и оборудования.);
- организация выполнения письменной работы;
- подведение итогов.
Приемы активизации: опора на изученный материал по теме семинара, вопросы.
Задание на следующий семинар: Подготовка к проверке знаний по теме 6.
Семинар 7. Маркетинговые коммуникации в промышленной среде
Цели:
- дидактическая: обобщение и систематизация изученного материала по разделу 1;
- воспитательная: способствовать формированию научного мировоззрения;
- развивающая: развитие памяти, интереса к специальности, творческого мышления;
- сопутствующая дидактическая: проверка и оценка знаний, полученных студентами по разделу 1 курса.
Структура семинара:
- оргмомент;
- вступительное слово преподавателя, нацеливание, ответы на вопросы студентов по материалу темы 7 и разделу 1 в целом;
- тестирование по теме 7, включая вопросы:
1) Рекламные тексты о товарах промышленного назначения.
2) Средства распространения рекламы.
3) Оценка эффективности рекламы.
4) Специальные методы коммуникаций в промышленной среде.
5) Каталоги: цели издания, виды, подготовка каталогов, распространение каталогов.
6) Организация выставочно-ярмарочного мероприятия на предприятии: план экспозиций, продукт, цена, выбор места, презентация, персонал, реклама, эффективность.
- выставление баллов по результатам тестирования;
- индивидуальная беседа в разрезе тем раздела 1.
- подведение итогов.
Приемы активизации: опора на изученный материал по теме семинара и темем раздела 1 в целом, вопросы.
Задание на следующий семинар: Подготовка к защите рефератов.
Семинары 8-16 по разделу 2 «Отраслевой маркетинг».
Цели:
- дидактическая: углубление и закрепление знаний, повторение, систематизация;
- воспитательная: воспитание культуры речи, навыков самостоятельности, умения выступать перед аудиторией;
- развивающая: развитие интереса к специальности, творческого мышления;
- сопутствующая дидактическая: проверка и оценка знаний, полученных студентами самостоятельно.
Структура семинара:
- оргмомент;
- вступительное слово преподавателя, нацеливание, ответы на вопросы студентов по материалу темы, изученному самостоятельно;
- доклады студентов по выполненным рефератам;
- рецензирование доклада;
- подведение итогов.
Приемы активизации: обоснование темы, опора на изученный самостоятельно материал по теме семинара, приведение примеров из периодических изданий и собственного опыта, вопросы.
Задание на следующий семинар: Подготовка к защите рефератов.
Семинар 8-9: Особенности изучения конъюнктуры рынков сырья
Конъюнктурообразующие факторы, действующие на рынке сырья. Показатели изучения конъюнктуры рынков сырья. Особенности анализа и прогнозирования рынков сырья.
Биржевая торговля сырьевыми товарами
Семинар 10-11: Особенности изучения конъюнктуры рынков машин и оборудования
Факторы формирования конъюнктуры рынков машин и оборудования. Показатели конъюнктуры, используемые при анализе и прогнозировании рынков машин и оборудования. Особенности анализа и прогнозирования рынков машин и оборудования.
Обзор конъюнктуры рынка технологического оборудования.
Стратегия взаимодействия фирмы с рынком машин и оборудования
Семинар 12. Маркетинг металлов и металлопродукции
Особенности рынка металлов и металлопродукции.
Классификация металлов, сплавов, металлоизделий, основные потребительские свойства.
Факторы, обуславливающие качество металлопродукции. Характеристика номенклатура металлопродукции.
Обзор конъюнктуры рынка металлоизделий: анализ спроса, предложения, формирования цен.
Стратегия взаимодействия фирмы с рынком металлов и металлопродукции.
Семинар 13. Маркетинг строительных материалов
Особенности рынка строительных материалов.
Общие сведения и классификация. Номенклатура: природные каменные материалы и изделия, материалы на основе неорганических вяжущих веществ ( цементы, асбестоцементы ), бетоны и строительные растворы, керамические материалы и изделия, битумные и дегтевые материалы и изделия на их основе, санитарно-технические изделия.
Обзор конъюнктуры рынка строительных материалов.
Особенности формирования спроса, предложения, цен на рынке цемента. Особенности формирования спроса, предложения, цен на рынке новых строительных материалов.
Стратегия взаимодействия фирмы с рынком строительных материалов.
Семинар 14. Маркетинг промышленного топлива
Особенности рынков промышленного топлива. Особенности рынка угля, особенности рынка нефти.
Классификация топлива, его состав и теплотехнические характеристики.
Твердое топливо. Классификация, маркировка, область применения, виды поставки, транспортирование.
Нефтепродукты, жидкое топливо, смазочные материалы: классификации, маркировка, область применения, виды поставки, хранение, транспортирование.
Обзор конъюнктуры рынка промышленного топлива.
Особенности формирования спроса, предложения и цен на рынке угля. Особенности формирования спроса, предложения и цен на рынке нефти.
Стратегия взаимодействия фирмы с рынками промышленного топлива.
Семинар 15. Маркетинг продукции неорганической и органической химии
Особенности рынков химической продукции.
Номенклатура продукции неорганической химии: кислоты, щелочи, соли, удобрения.
Принципы товарной классификации, область применения, правила хранения и транспортировки.
Номенклатура продукции органической химии: органические полупродукты, красители, лаки и эмали, изделия из пластмасс, резинотехнические изделия.
Полимерные материалы: классификация, маркировка, упаковка, транспортировка и хранение.
Резинотехнические изделия: свойства, классификация резин, номенклатура и маркировка резинотехнических изделий, особенности хранения.
Лакокрасочные материалы: классификация, состав, номенклатура и маркировка, упаковка, транспортировка и хранение.
Обзор конъюнктуры рынка химической продукции.
Маркетинг на рынке минеральных удобрений.
Маркетинг на рынке пластических масс и полимерных материалов.
Стратегия взаимодействия фирмы с рынком химической продукции.
Семинар 16. Маркетинг лесных материалов и изделий
Особенности рынка лесных материалов и изделий.
Виды лесных материалов. Древесные сортименты.
Круглые лесоматериалы: классификация, маркировка, назначение.
Пиломатериалы: классификация, маркировка, назначение.
Обзор конъюнктуры рынка лесоматериалов.
Стратегия взаимодействия фирмы с рынком лесных материалов и изделий.