Содержание семинарских занятий

Семинар 1. Концепция промышленного маркетинга

Цели:

  • дидактическая: проверка и оценка знаний, умений
  • воспитательная: воспитание чувства ответственности, добросовестности;
  • развивающая: развитие воображения;

Структура семинара:

  • оргмомент;
  • постановка целей, ответы на вопросы студентов по материалу темы 1;
  • инструктаж по выполнению письменной работы (распределение вариантов, выдача заданий по вариантам, охватывающим вопросы:

1) Типология продукции производственно-технического назначения  ( ППТН).

2) Промышленные рынки.

3) Особенности рынка продукции промышленно- технического назначения.

  • организация выполнения письменной работы;
  • разбор ситуаций по рассмотрению особенностей маркетинга на отдельных рынках продукции производственно-технического назначения (ППТН):                — постановка проблемы по теме;

—  распределение студентов по микрогруппам;

— распределение ролей в микрогруппах;

— выполнение задания;

— защита выполненного задания;

— общее обсуждение ситуации.

  • подведение итогов.

Приемы активизации: опора на изученный материал по теме семинара при разборе проблемной ситуации, вопросы.

Задание на следующий семинар: Подготовка к проверке знаний по теме 2.

Семинар 2. Маркетинговые исследования промышленных рынков

Цели:

  • дидактическая: углубление и закрепление знаний по рассматриваемой теме;
  • воспитательная: воспитание интереса к выбранной специальности;
  • развивающая: развитие воображения, внимания;
  • сопутствующая дидактическая: проверка и оценка знаний, акцент на межпредметные связи с дисциплинами «Основы маркетинга», «Маркетинговые исследования».

Структура семинара:

  • оргмомент;
  • вступительное слово преподавателя, нацеливание, ответы на вопросы студентов по материалу темы 2;
  • повторение  материала лекции по вопросам:

1) Специфика исследования конъюнктуры рынка сырьевых товаров.

2) Особенности изучения рынков машин и оборудования.

3) Организация маркетинговых исследований рынков ППТН- средств труда.

4) Источники маркетинговой информации о рынках ППТН.

  • устный опрос;
  • обобщение по повторению и инструктаж по самостоятельной работе;
  • самостоятельная работа в парах по составлению схем маркетингового исследования рынков ППТН-средств труда и ППТН-предметов труда;
  • подведение итогов.

Приемы активизации: дополнение устных ответов, продолжение ответов, примеры к ответам.

Задание на следующий семинар: Подготовка к проверке знаний по теме 3.

Семинар 3.  Процесс закупки в промышленной среде

Цели:

  • дидактическая: закрепление и проверка знаний, систематизация;
  • воспитательная: воспитание самостоятельности, умения анализировать и синтезировать  информацию, умения выступать перед аудиторией;
  • развивающая: развитие памяти, умения выделить главное;
  • сопутствующая дидактическая: повторная выработка навыков и умений.

Структура семинара:

  • оргмомент;
  • вступительное слово преподавателя, нацеливание на проведение экономического диктант-опроса, ответы на вопросы студентов по материалу темы 3;
  • проведение экономического диктант-опроса по блокам темы:

1) Процесс покупки в промышленной среде.

2) Модель процесса покупки.

3) Состав  и размер закупочного центра.

4) Критерии, влияющие на выбор поставщика.

5) Мотивация промышленного покупателя.

6) Тактика поставщиков с учетом ситуации покупки.

  • выставление баллов;
  • разбор ситуаций по определению критериев, влияющих на выбор поставщика ППТН-средств труда и ППТН-предметов труда:

— постановка проблемы по теме;

—  распределение студентов по микрогруппам;

— распределение ролей в микрогруппах;

— выполнение задания;

— защита выполненного задания;

— общее обсуждение ситуации.

  • подведение итогов.

Приемы активизации: опора на изученный материал по теме семинара при разборе проблемной ситуации, вопросы практического характера.

Задание на следующий семинар: Подготовка к проверке знаний по теме 4.

Семинар 4. Товарная политика в промышленном маркетинге

Цели:

  • дидактическая: повторение и закрепление знаний, систематизация;
  • воспитательная: воспитание чувства ответственности, навыков самостоятельности;
  • развивающая: развитие умения сосредоточиться на основном, абстрагироваться о второстепенного;
  • сопутствующая дидактическая: развитие памяти, умения аналитически мыслить;

Структура семинара:

  • оргмомент;
  • вступительное слово преподавателя, нацеливание, ответы на вопросы студентов по материалу темы 4;
  • инструктаж по индивидуальной самостоятельной работе – составлению тестовых заданий по теме 4, затрагивающих вопросы:

1)  Планирование ассортимента.

2) Показатели качества ППТН.

3) Факторы,  влияющие на формирование и изменение качества.

4) Критерии выбора упаковки ППТН. Классификация факторов, влияющих на выбор упаковки.

5) Категории упаковки. Виды упаковки.

6) Маркировка промышленных товаров. Эко- маркировка.

  • выполнение индивидуальной самостоятельной работы по составлению тестовых заданий;
  • обмен тестовыми заданиями и проведение тестирования;
  • подведение итогов.

Приемы активизации: опора на изученный материал по теме семинара при разработке тестовых заданий,  интересная формулировка вопросов.

Задание на следующий семинар: Подготовка к проверке знаний по теме 5.

Семинар 5. Ценовая политика в промышленном маркетинге

Цели:

  • дидактическая: углубление и закрепление знаний;
  • воспитательная: воспитание добросовестности; навыков самостоятельности;
  • развивающая: развитие интереса к специальности, культуры речи.
  • сопутствующая дидактическая: проверка и оценка знаний,  акцент на межпредметные связи с курсами «Ценообразование» и «Международный маркетинг».

Структура семинара:

  • оргмомент;
  • вступительное слово преподавателя, нацеливание, ответы на вопросы студентов по материалу темы 5;
  • повторение материала лекции по вопросам:

1) Особенности цены как средства промышленного маркетинга.

2) Виды цен.

3) Факторы, влияющие на уровень цен на сырье.

4) Факторы, влияющие на уровень цен на оборудование.

  • устный опрос части студентов группы и одновременное тестирование неопрашиваемых устно;
  • выставление оценок;
  • постановка проблемы ранжирования факторов, влияющих на уровень цен на ППТН-средства труда и ППТН-предметы труда
  • работа по типу КМД (коллективной мыслительной деятельности) по обоснованию проранжированного ряда факторов, влияющих на уровень цен на промышленных рынках (внутренних и международных);
  • подведение итогов.

Приемы активизации: приведение примеров из периодических изданий и собственного опыта, вопросы.

Задание на следующий семинар: Подготовка к проверке знаний по теме 6.

Семинар 6. Организация сбыта товаров промышленного назначения

Цели:

  • дидактическая: проверка и оценка знаний, умений
  • воспитательная: воспитание организованности;
  • развивающая: развитие умения сосредоточиться на основном, абстрагироваться о второстепенного;
  • сопутствующая дидактическая: повторная выработка навыков и умений.

Структура семинара:

  • оргмомент;
  • постановка целей, ответы на вопросы студентов по материалу темы 6;
  • работа с конспектом и учебным пособием по дисциплине с целью составления вопросов по теме;
  • инструктаж по выполнению письменной работы (распределение вариантов, выдача заданий по вариантам, охватывающим вопросы:

1) Формы поставок средств производства на рынок в зависимости от степени завершенности производственного цикла товара: комплектные поставки, поставки готовой продукции, поставки деталей и узлов в разобранном виде.

2) Формы поставок средств производства по видам услуг: инжиниринг, техобслуживание, снабжение запчастями, аренда оборудования (рейтинг, хайринг, лизинг), обучение специалистов.

3) Система сервиса в сбытовой политике.

4)Транспортировка ППТН. Способы перевозки машин и оборудования.);

  • организация выполнения письменной работы;
  • подведение итогов.

Приемы активизации: опора на изученный материал по теме семинара,  вопросы.

Задание на следующий семинар: Подготовка к проверке знаний по теме 6.

Семинар 7. Маркетинговые коммуникации в промышленной среде

Цели:

  • дидактическая: обобщение и систематизация изученного материала по разделу 1;
  • воспитательная: способствовать формированию научного мировоззрения;
  • развивающая: развитие памяти, интереса к специальности, творческого мышления;
  • сопутствующая дидактическая: проверка и оценка знаний, полученных студентами по разделу 1 курса.

Структура семинара:

  • оргмомент;
  • вступительное слово преподавателя, нацеливание, ответы на вопросы студентов по материалу темы 7 и разделу 1 в целом;
  • тестирование по теме 7, включая вопросы:

1) Рекламные тексты о товарах промышленного назначения.

2) Средства распространения рекламы.

3) Оценка эффективности рекламы.

4) Специальные методы коммуникаций в промышленной среде.

5) Каталоги: цели издания, виды,  подготовка каталогов, распространение каталогов.

6) Организация выставочно-ярмарочного мероприятия на предприятии: план экспозиций, продукт, цена, выбор места, презентация, персонал, реклама, эффективность.

  • выставление баллов по результатам тестирования;
  • индивидуальная беседа в разрезе тем раздела 1.
  • подведение итогов.

Приемы активизации: опора на изученный материал по теме семинара и темем раздела 1 в целом, вопросы.

Задание на следующий семинар: Подготовка к защите рефератов.

Семинары 8-16 по разделу 2 «Отраслевой маркетинг».

Цели:

  • дидактическая: углубление и закрепление знаний, повторение, систематизация;
  • воспитательная: воспитание культуры речи, навыков самостоятельности, умения выступать перед аудиторией;
  • развивающая: развитие интереса к специальности, творческого мышления;
  • сопутствующая дидактическая: проверка и оценка знаний, полученных студентами самостоятельно.

Структура семинара:

  • оргмомент;
  • вступительное слово преподавателя, нацеливание, ответы на вопросы студентов по материалу темы, изученному самостоятельно;
  • доклады студентов по выполненным рефератам;
  • рецензирование доклада;
  • подведение итогов.

Приемы активизации: обоснование темы, опора на изученный самостоятельно материал по теме семинара, приведение примеров из периодических изданий и собственного опыта, вопросы.

Задание на следующий семинар: Подготовка к защите рефератов.

Семинар 8-9:  Особенности изучения конъюнктуры  рынков сырья

Конъюнктурообразующие  факторы, действующие на рынке сырья. Показатели изучения конъюнктуры рынков сырья. Особенности анализа и прогнозирования рынков сырья.

Биржевая торговля сырьевыми товарами

Семинар 10-11: Особенности изучения конъюнктуры рынков машин и оборудования

Факторы формирования конъюнктуры рынков машин и оборудования.  Показатели конъюнктуры, используемые при анализе и прогнозировании рынков машин и оборудования. Особенности анализа и прогнозирования рынков машин и оборудования.

Обзор конъюнктуры рынка технологического оборудования.

Стратегия взаимодействия фирмы с рынком машин и оборудования

Семинар 12. Маркетинг металлов и металлопродукции

Особенности рынка металлов и металлопродукции.

Классификация металлов, сплавов, металлоизделий, основные потребительские свойства.

Факторы, обуславливающие качество металлопродукции. Характеристика номенклатура металлопродукции.

Обзор  конъюнктуры рынка металлоизделий: анализ спроса, предложения, формирования цен.

Стратегия взаимодействия фирмы с рынком металлов и металлопродукции.

Семинар 13.  Маркетинг  строительных материалов

Особенности рынка строительных материалов.

Общие сведения и классификация. Номенклатура: природные каменные материалы и изделия, материалы на основе неорганических вяжущих веществ ( цементы, асбестоцементы ), бетоны и строительные растворы, керамические материалы и изделия, битумные и дегтевые материалы и изделия на их основе, санитарно-технические изделия.

Обзор конъюнктуры рынка строительных материалов.

Особенности формирования спроса, предложения, цен на рынке цемента. Особенности формирования спроса, предложения, цен на рынке новых строительных материалов.

Стратегия взаимодействия фирмы с рынком строительных материалов.

Семинар 14.   Маркетинг  промышленного топлива

Особенности рынков промышленного топлива. Особенности рынка угля, особенности рынка нефти.

Классификация топлива, его состав и теплотехнические характеристики.

Твердое топливо. Классификация, маркировка, область применения, виды поставки, транспортирование.

Нефтепродукты, жидкое топливо, смазочные материалы: классификации, маркировка, область применения, виды поставки, хранение,  транспортирование.

Обзор конъюнктуры рынка промышленного топлива.

Особенности формирования спроса, предложения и цен на рынке угля. Особенности формирования спроса, предложения и цен на рынке нефти.

Стратегия взаимодействия фирмы с рынками промышленного топлива.

Семинар 15.   Маркетинг  продукции неорганической и  органической химии

Особенности рынков химической продукции.

Номенклатура продукции неорганической химии: кислоты, щелочи, соли, удобрения.

Принципы товарной классификации, область  применения, правила хранения и транспортировки.

Номенклатура продукции органической химии: органические полупродукты, красители, лаки и эмали, изделия из пластмасс, резинотехнические изделия.

Полимерные материалы: классификация, маркировка, упаковка, транспортировка и хранение.

Резинотехнические изделия: свойства, классификация резин, номенклатура и маркировка резинотехнических изделий, особенности хранения.

Лакокрасочные материалы: классификация, состав, номенклатура и маркировка, упаковка, транспортировка и хранение.

Обзор конъюнктуры рынка химической продукции.

Маркетинг на рынке минеральных удобрений.

Маркетинг на  рынке пластических масс и полимерных материалов.

Стратегия взаимодействия фирмы с рынком химической продукции.

Семинар 16.  Маркетинг   лесных  материалов и изделий

Особенности рынка лесных материалов и изделий.

Виды лесных материалов. Древесные сортименты.

Круглые лесоматериалы: классификация, маркировка, назначение.

Пиломатериалы: классификация, маркировка, назначение.

Обзор конъюнктуры рынка лесоматериалов.

Стратегия взаимодействия фирмы с рынком лесных материалов и изделий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x